Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Анонсы журналов > Экономические журналы > "SmartMoney" - N7 (26 февраля - 4 марта 2007)


"SmartMoney" - N7 (26 февраля - 4 марта 2007)


"SmartMoney" - N7 (26 февраля - 4 марта 2007) Обложка номера
(увеличить)

Своя марка ближе к полке
Увлечение private label  по примеру западных розничных сетей может дорого обойтись нашим ритейлерам.
 
Представьте: заходите вы после работы в магазин, а там все полки заполнены однотипными невзрачными упаковками. Зарисовка из антиутопии о возврате к плановой экономике? Отнюдь. Так через три-четыре года могут выглядеть российские магазины с разросшимся до неприличия ассортиментом товаров, продаваемых под private labels, или собственными торговыми марками (СТМ). По данным недавнего исследования Nielsen, в 2006 г. темпы роста продаж товаров под СТМ в среднем в два раза превышали рост продаж товаров независимых производителей.
 
Пока на долю СТМ приходится немного—в среднем 1% от всего ассортимента розничных сетей. Но на протяжении последних двух лет крупнейшие ритейлеры крайне агрессивно теснят на полках брендированный товар. Зайдите в любой столичный "Перекресток"—и от изобилия красно-желтых полосатых упаковок СТМ "Красная цена" в глазах зарябит. Похожая картина в "Копейке". СТМ занимают лучшие места—будь то сок, забаррикадировавший подход к упаковкам "Я" или "Моя Семья". Или растительное масло, отнявшее две пятых полки у более, чем двадцати других брендов. "Мы владельцы прилавка, и нам и решать как его распределять",—отрезает начальник отдела СТМ "Копейки" Ирина Фаткуллина. С этим трудно спорить. Но стоит ли игра свеч? Похоже, что слишком увлекшиеся СТМ отечественные сети теряют на этом деньги.
 
Деньги вышли на охоту
Правда ли, что высокие цены на активы установились в серьез и надолго.
 
Что общего между российским и вьетнамским фондовыми рынками? А между квартирами в Москве и под Мадридом? Или между гособлигациями Аргентины и Южной Кореи? Правильно: последние несколько лет цены на них росли как на дрожжах. Активы дорожали настолько быстро, что политики и финансисты начали бить тревогу: как бы квартиры, акции или ценные бумаги не оказались пузырем, который, лопнув, не только сделает беднее инвесторов, но и вызовет глубокий экономический спад. "Пузырь"—это не термин, а ощущение. Экономисты и банкиры заговаривают о нем, когда тот или иной класс активов начинает дорожать быстрее, чем в недавнем прошлом, но утверждать, что перед нами именно пузырь, со всей определенностью можно лишь после того, как он лопнет. Фундаментальная причина нынешнего удорожания активов лежит на поверхности—это высокие темпы роста глобальной ликвидности. Рынки основных активов, за исключением жилой недвижимости, выглядят устойчиво. Но это лишь при нынешнем уровне ликвидности. Стоит ей снизиться или только замедлить рост, как стоимость всех активов может оказаться под вопросом. Вот только как инвесторам вовремя уловить смену вектора? По оценке МВФ, рост ликвидности замедлился в 2006 г. до 5% и останется на этом уровне в ближайшем будущем. Рынки акций выглядят устойчивыми, а рынок жилья вызывает самую большую тревогу: в случае его коллапса спасительной гавани не будет. Впрочем, падение цен на недвижимость не предопределено. Экономист Михаэль Бордо из Университета Индианы рассмотрел 19 случаев резкого удорожания недвижимости в развитых странах за последние десятилетия и установил, что резкое снижение стоимости последовало в 10 из них. То есть пузырь сдувается с вероятностью 52,6%. Будем надеяться на оставшиеся 47,4%.
 
Бежать впереди толпы
Экономист Нарасимхан Джегадеш из Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, исследует поведение фондовых аналитиков в течение уже 20 лет. Выяснилось, что эти образованные люди подвержены банальному стадному инстинкту: кто-то один меняет рекомендацию по акциям, и вслед за ним то же самое бездумно проделывают остальные. Стремление индивида слиться с толпой глупо отрицать—его нужно с выгодой использовать. Нарасимхан Джегадеш рассказывает, что, когда он занялся изучением феномена, его прежде всего интересовал ответ на вопрос: действительно ли важна информация, которую производят аналитики? Ведь если они поддаются стадному чувству даже вопреки собственным расчетам, становится не очень понятно, зачем эти расчеты вообще нужны. Особенно когда консенсусное мнение оказывается ошибочным и инвесторы—клиенты брокерских домов с развитыми аналитическими подразделениями—несут потери. А происходят подобные случаи довольно часто. Сам по себе всеобщий консенсус, как отмечали с 2004 г. американские исследователи  еще не означает, что рекомендации большинством аналитиков приняты бездумно. Показатели компании-эмитента могут быть, к примеру, настолько хороши, что ничего иного, кроме как покупать ее бумаги, разумный человек просто не может посоветовать. Часто бывает, что большинство аналитиков меняют свои рекомендации спустя несколько дней после того, как на смену решается кто-нибудь из коллег—но и это, по словам самих специалистов, еще не свидетельствует однозначно о "подглядывании" за коллегами. Сходность рекомендаций зависит еще и от сплоченности цеха, добавляет Дмитрий Царегородцев из FIM Securities. Например, нефтегазовые аналитики, к числу которых принадлежит сам Царегородцев, часто встречаются в неформальной обстановке и обмениваются мнениями. В металлургии подобного рода связи слабы. А вот в потребительском секторе общение, напротив, очень тесное. Возможно, этим объясняется почти одновременная смена рекомендаций аналитиков из этой отрасли.
 
Бесценное наследство
Средневековые завещания помогли выяснить, что первично: капитализм или капиталисты.
 
Изучив более 2000 средневековых завещаний, Грегори Кларк профессор Калифорнийского университета в Дэвисе пришел к выводу: на протяжении сотен лет в средневековой Англии в трясине мальтузианского равновесия бурлил дарвиновский естественный отбор. К началу XIX в. количество людей с капиталистическими задатками перешло в качество, грянула промышленная революция. Всю экономическую историю человечества можно изобразить в одном графике. Средний доход на душу населения, выраженный через качество питания, одежды и крыши над головой, у разных народов и в разные эпохи колебался, но не шел устойчиво вверх. По материальному благополучию в XVIII в. среднестатистический гражданин богатых стран, таких как Англия или Нидерланды, недалеко ушел от своих пращуров из каменного века. Их менее удачливые современники, которые составляли большинство населения Японии или Китая, жили хуже пещерных людей. Проникнувшись этими фактами, американский эволюционный биолог Джаред Даймонд даже развил теорию регресса аграрных стран. Кларк решил проверить теорию Даймонда и стал искать доказательства того, что в Средние века умники выбраковывались естественным отбором. Кларк набрел на завещания англичан конца XVI—начала XVII в. В них подробно описывались как имущественный статус завещателя, так и состав его семьи—можно было связать одно с другим. К своему удивлению, он обнаружил твердую закономерность: чем богаче был человек, тем больше у него было детей. Самые богатые англичане оставляли в два раза больше детей, чем самые бедные. Из исследования Кларка вытекает, что главное условие для развития капитализма—люди, готовые к нему.
 
Упрямый рубль
Причин для укрепления рубля осталось не так много. Тем не менее оно продолжится.
 
Скорость ревальвации отечественной валюты падает. Но сбрасывать рубль со счетов еще рано: в этом году он еще подорожает по отношению к доллару на 4,3% в номинальном выражении.
 
Причин для укрепления рубля в номинальном выражении в этом году гораздо меньше, чем в предыдущем. Главная интрига текущего года—поведение цен на нефть. Если нефть будет быстро дешеветь—рубль ожидает девальвация. Но среди опрошенных SM аналитиков в это никто не верит: большинство из них убеждены, что цены останутся на уровне чуть выше $50/барр. в течение грядущих двух лет. Это означает сокращение сальдо торгового баланса и сальдо по счетам текущих операций, пусть и не очень значительное.
 
Мимо рынка с индексом
После двух лет исключительного роста российского рынка "горячим пирожком" на рынке ПИФов стали индексные фонды. Проблема лишь в том, что их управляющим не хватает дисциплины: вместо того, чтобы следовать за избранным индексом, они пытаются переиграть рынок. В результате почти все российские индексные фонды от "своих" индексов безнадежно отстали.
 
Полгода назад в России работало 12 индексных паевых инвестиционных фондов (ПИФ). В середине февраля их было уже 24. Интерес пайщиков – на который и среагировали управляющие компании – вызвали выдающиеся результаты доходности таких фондов в последние два года. Почти все  попали в двадцатку самых доходных. Суть работы этих ПИФов хорошо понятна  на примере индекса ММВБ (на него и ориентируется большинство таких фондов). Приобретаюся акции 21 компании в тех же пропорциях, в которых они входят в индекс.  На Западе деятельность индексных фондов сравнивают с любительским теннисом, в котором задача игрока-неумехи – просто отбить мяч, совершая поменьше ненужных движений. Здесь инвестор, если хочет преуспеть,  тоже должен просто купить и держать максимально диверсифицированный портфель. В итоге, говорят теоретики, почти всегда удается заработать больше, чем в большинстве активно управляемых фондов. И при этом индексные фонды берут комиссионные в три раза выше, чем остальные. Однако в России ситуация складывается прямо противоположная. Вместо того, чтобы зарабатывать на несправедливо повышенных комиссионных, экономя усилия, российские управляющие, судя по всему, следуют  извращенной -- с точки зрения своих финансовых интересов – логике: они активно "подруливают" своим фондом и при этом за пониженную плату. Пытаясь заработать для клиентов больше, они по собственному разумению меняют доли тех или других компаний в пакете акций и – проигрывают. Расчеты, которые провел журнал $M показывают, что пока в России нет ни одного настоящего индексного фонда. И пайщики, рассчитывающие на прирост своих инвестиций вместе с рынком должны иметь это в виду.
 
Секрет долголетия давно открыт—но в этом столетии воспользоваться им смогут немногие
Профессор Высшей школы бизнеса Университета Чикаго Роберт Фогель изучал проблему долголетия несколько десятилетий. Оказалось, что секрет долгой жизни лишь на 30% скрыт в сфере медицины. Все остальное— чистая экономика. Для самых развитых стран средняя продолжительность жизни населения больше 100 лет—вопрос ближайшего двадцатилетия. За свое открытие Фогель получил в 1993 г. Нобелевскую премию. Что надо было сделать лет, скажем, 300 назад, чтобы вдвое увеличить продолжительность жизни? Не так много—всего лишь научиться защищаться от погодных невзгод, очистить питьевую воду и как следует поесть. Техническая революция сделала все три вещи возможными. В Великобритании конца XVIII—начала XIX в. люди жили в среднем 50 лет—столько же, сколько сейчас живут в странах с развивающейся экономикой. У граждан же развитых стран шансов дожить до 72–82 лет куда больше. Так что в шутке "жить хорошо, а хорошо жить—еще лучше" есть только доля шутки.
 

Могут ли все люди жить до 100 лет? Не просто могут—будут, причем уже к середине этого века.




Журнал "SmartMoney"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Анонс журнала опубликован 26 Февраля 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100