Во время новогодних каникул в Москве побывал легендарный югослав Гойко Митич.
Он стал самым именитым иностранным гостем на XXV Международном фестивале фильмов
для детей и юношества. За свою карьеру актёр снялся в 54 фильмах, но кумиром миллионов
стал благодаря ролям индейцев. Чингачгук, Оцеола, Зоркий Сокол, Чёрный Барс, Твердая
Скала, Медвежий глаз, Белое Перо и другие образы красивых и смелых краснокожих
героев сделали его культовым персонажем 70-х. Накануне отлета Гойко Митича из
России наш корреспондент побеседовал с актером о кино и его нынешней жизни.
Апачи из колхоза "Навои" - Господин Митич, несколько ваших фильмов про индейцев
снимали в Советском Союзе...
- У меня остались прекрасные воспоминания о съёмках в Бухаре, Крыму и на Кавказе.
Снимали мы и в Белоруссии, в чудных лесах под Минском. В те времена многое было,
конечно, по-другому. В экспедиции все были равны: от подсобных рабочих до актёров
на главные роли. Председатель жюри, актёр из Белоруссии Владимир Гостюхин, пригласивший
меня в Москву, сказал на закрытии фестиваля, что я звезда. Но я никогда не чувствовал
себя звездой. Я просто делал своё дело.
- Легко ли было "загримировать" советскую действительность под американский запад?
- Очень легко. Пространства Советского Союза ещё не были утыканы навязчивыми
рекламными щитами, как в западных странах. Забавный случай произошел в 1973 году
в Узбекистане, где под Самаркандом снимался фильм "Апачи". Предполагалось, что
массовку индейского племени мы подберём на месте. Но сколько мы ни зазывали "апачей"
из местного колхоза "Навои", народ к нам не шёл. Тогда мы обратились к председателю
колхоза, который в своё время служил в Германии. Он нам объяснил, что вера запрещает
им оголяться. Сошлись на том, что снимать будем в глухой степи подальше от кишлака.
Только там застенчивые узбекские юноши согласились оголить торсы. Когда наши гримеры
расписали их тела в индейском духе, парни долго хохотали друг над другом. Кстати,
в этом фильме я скачу на председательском коне - хороший был жеребец, породистый.
- А я думал, у "главного индейца Европы" есть любимый конь, на котором он скачет
из фильма в фильм...
- Нет. Съёмки проходили в разных странах, которые могли бы сойти за американские
прерии. Возить за собой животное - слишком дорогое удовольствие. Поэтому лошадей
подбирали на месте. Помню, на Кавказе долго искали дикую лошадь серой масти. Мой
герой должен был заарканить её и объездить. На Терском конном заводе выбрали первоклассного
жеребца, который ещё ни разу не был под седлом. Но сняли его только в нескольких
эпизодах - уж больно норовистым оказался. В сценах, где были диалоги, мне подставляли
более смирную кобылу, привычную к свету софитов. Зритель думает, что у моего героя
один любимый скакун. Но на деле в каждом фильме приходилось менять по 4-5 похожих
лошадей.
Братья по крови
- Ваши индейские фильмы видели настоящие индейцы?
- К счастью, да. Я давно об этом мечтал. Но случай подвернулся лишь в 2002 году.
Один немецкий студент, проходивший практику в США в фирме Майкрософт, рассказал
коллегам о своих кумирах детства. Потом арендовал кинозальчик и показал фильмы
студии ДЕФА "Сыновья Большой Медведицы", "Среди коршунов" и "Братья по крови",
снабдив их английскими титрами. На просмотр были приглашены этнические индейцы,
которые пришли в полный восторг от увиденного и попросили о встрече со мной. В
аэропорту меня встречала шумная компания. Одетые в пёстрые национальные одежды,
индейцы били в тамтамы, пели и приплясывали в мою честь. А их вождь заключил меня
в объятия со словами: "Мой брат!"
Вечером меня отвезли на большой индейский праздник Вао-Вао. Индейцы выстроились
в каре, как для встречи важного гостя. Вождь спел, а меня попросили станцевать.
Слава богу, в фильме "Чингачгук - Большой Змей" у моего героя были хореографические
номера, которые я в своё время долго репетировал. И я не ударил лицом в грязь,
станцевал под бой тамтамов и одобрительные крики племени. Я подарил вождю табак.
На пачке было написано: сделано в Германии. Я сказал им: "Индейцы дали миру табак,
белые люди привезли его в Европу, обработали, а теперь я возвращаю его на родину".
В ответ мне подарили роскошный плед, расшитый вручную замысловатым индейским орнаментом.
Было сказано, что он будет хранить меня от природных стихий и житейских невзгод.
Кажется, и впрямь помогает.
- Как думаете, почему индейцы воздали вам такие почести? В Голливуде ведь существует
давняя традиция съёмок вестернов...
- В голливудских вестернах индейцы изображались жестокими бандитами, которые
то и дело норовят снять скальп с хороших белых ковбоев в исполнении любимцев публики
Джона Уэйна, Ли Марвина, Гари Купера, Клинта Иствуда и других звезд. Это чудовищная
несправедливость. Ведь то, что произошло с индейцами во времена заселения Америки
европейцами, - чистой воды геноцид. С доверчивыми краснокожими воинами белые заключили
около 400 мирных договоров, но ни один из них не соблюли. И в фильмах киностудии
ДЕФА индейцы показаны не дикими разбойниками, а сообществом людей, у которых есть
своя культура, мораль, этика. Наши фильмы больше соответствуют исторической правде,
чем американские.
Любовь не купишь
- Зрители на улицах вас узнавали?
- Когда я выходил из гостиницы или автомобиля, то бывало, что движение на дороге
останавливалось. В ресторанах, особенно в СССР, к нашему столику то и дело присылали
бутылку шампанского или коньяка в знак уважения. Но съёмки не предполагают слишком
вольной жизни. Утром меня везли на натуру - дубли, прыжки, драки. А вечером возвращали
в гостиницу выжатым, как лимон. Так что у меня не было времени и сил, чтобы в
полной мере вкусить плоды славы.
- Вас обожали все женщины Советского Союза и доброй половины Европы. Но я слышал,
что вы так и не женились...
- Я не знаю, кто там сидел в кинозалах, смотрел на меня и, возможно, утирал слезу
умиления. У меня, конечно, на почве моей популярности порой возникали любовные
романы. Не хочу называть имен. Перефразируя вашу поговорку, скажу: зачем выносить
сор из вигвама! Тем более что многие из тех девушек уже давно бабушки. А сегодня
у меня есть надёжная подруга. Если не лелеять каких-либо несбыточных желаний,
то вполне можно быть счастливым. В жизни нельзя иметь абсолютно всё. Приходится
чем-то жертвовать. В карьере актёра я достиг определенных высот, но моя личная
жизнь сильно пострадала. Какая женщина выдержит, что её возлюбленный всё время
в разъездах? Я такой не встретил.
- В повседневных буднях вы сами себе готовите?
- Конечно. Так вкусно, как готовлю я, ни в одном ресторане не накормят.
- А какую кухню предпочитаете?
- Ту, которой придерживалась моя мама. Я с детства наблюдал, как она это делала.
Наши югославские, сербские блюда всегда чуть-чуть острые.
- В Советском Союзе актеры кино получали за съёмки небольшие гонорары. В Германии,
наверное, с этим было получше. Легендарный Гойко Митич заработал себе на безбедную
старость?
- Если бы я работал не в социалистической ГДР, а с западными компаниями, то у
меня, наверное, было бы больше денег. Но я считаю, что счастье не в деньгах. Того,
что я имею, вполне достаточно для сносной жизни. Мои житейские потребности вполне
сопоставимы с доходами. Для меня в жизни важен другой приз. Когда выходил очередной
мой фильм, и я ездил с премьерными показами по немецким городам, то меня всюду
встречали транспаранты: "Мы приветствуем нашего Гойку!" Это то, что я ценю по-настоящему.
Зрительскую любовь не купишь.
- Поэтому, наверное, вы и остались в Германии, хотя могли выбирать для жительства
любую другую страну Европы, а то и Голливуд?
- Да. Своей любовью немцы меня буквально пригвоздили к своей стране. Я мог уехать,
особенно в молодости. Но остался. И не жалею об этом.
"Плохой" серб
- А ведь в 90-е солдаты Бундесвера участвовали в военной операции НАТО против
вашей родной Сербии...
- Для меня это болезненная тема. Думаю, если бы тогда во главе России стоял Путин,
этого преступления не случилось бы. А выпивавшему Ельцину было не до Сербии. Россия
молчала, вот НАТО и обнаглело. Международное право было попрано самым возмутительным
образом. Тогдашний министр обороны Германии заявлял, что сербы якобы держат албанских
пленников за колючей проволокой на стадионе в Приштине, а президента Югославии
Слободана Милошевича сравнил с Гитлером. И вот недавно я смотрел передачу по одному
из центральных каналов Германии. Немецкие журналисты берут интервью у албанцев
в Приштине, спрашивают, как это было, когда людей держали за колючей проволокой
на стадионе? Албанцы смотрят на них недоуменно и в один голос говорят, что на
их стадионе никогда ничего подобного не было. Что тут еще можно добавить?
В Сербии живёт мой младший брат Драган. Он юрист. Страна до сих пор не восстановилась
после бомбардировок НАТО. В руинах стоят фабрики, заводы, мосты, жилые дома...
Экономике нанесли такой урон, что она никак не встанет на ноги. Когда в 90-е меня
спрашивали, кто я по национальности, я отвечал, что югослав. Теперь говорю, что
я плохой серб.
- Почему плохой?
- В Европе теперь принято считать, что сербы плохие люди. Я - серб. Значит, тоже
плохой.
Индейцы, маршалы, солдаты...
- Как-то это не вяжется с образом благородного Чингачгука. Какие роли вам теперь
предлагают играть?
- В последнее время играл русских персонажей. В одном телефильме был маршалом
Соколовским, который предъявлял ультиматум о капитуляции нацистской Германии.
Действие картины происходит в послевоенной ГДР, где Соколовский командовал Группой
советских войск. Там вспыхнул серьёзный конфликт. Американские и русские танки
выстроились друг против друга на линии, разделявшей Берлин на западный и восточный.
Ситуация была критической. Стоявшие тогда у власти гражданские чиновники говорили,
что нужно открывать огонь на поражение, не важно, что пострадают мирные жители.
А Соколовский сказал: "Нет, никто не должен погибнуть. Стрелять будем только в
воздух".
Год назад я сыграл министра энергетики России. По нынешним кризисным временам
роль знаковая. А ещё раньше я играл русских солдат в военных фильмах.
Ваш индейский шарм сегодня востребован?
- Да, конечно. В последние годы я снялся в четырёх или пяти телефильмах по романам
немецкого писателя Карла Мая. Сыграл знаменитого Виннету. Этот же образ я воссоздавал
в течение 15 лет на ежегодном театральном фестивале Карла Мая в БадЗагеберге.
После 1024-го спектакля я сложил с себя почётные обязанности театрального вождя
апачей. Но на этом моя индейская тема не закончилась. В Мекленбургском театре
я занят в инсценировке по роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки". Играю
там индейца Вождя Бромдена, который в финале лишает жизни обаятельного бунтаря
МакМерфи, чтобы никто не видел, каким беспомощным его сделали бесчеловечные доктора.
Вторая моя любимая роль в театре это грек Зорба в инсценировке романа Никоса
Казандзакиса. Я играю потрясающей души человека, который любит жизнь и не боится
смерти.
Без дублера
- После школы вы пошли учиться в Белградскую Академию физкультуры. Что в вашей
жизни значит спорт?
- Я хотел быть учителем физкультуры, поэтому занимался многими видами спорта:
легкой атлетикой, гимнастикой, играл в футбол, гандбол. Входил даже в сборную
Югославии по гребле. Позже это помогло мне в актёрском деле. Я всегда снимался
без дублеров. В свои 68 лет я не чувствую себя пенсионером. Каждому человеку,
если он хочет оставаться здоровым, нужно движение, движение и движение. Я, например,
люблю ездитьза покупками на велосипеде. Для этого в нашем районе много специальных
дорожек. Ещё у меня есть лодка на веслах - каик. Летом часто плаваю в местных
прудах. Если следить за своей физической формой, то в любом возрасте тело будет
с удовольствием откликаться на нагрузку.
В Россию - с любовью
- А давно вы последний раз ездили верхом?
- Две недели назад на съёмках.
- В Москве вам такую забаву не предлагали?
- Визит рассчитан всего на три дня, программа очень плотная, не до забав. Сегодня
улетаю. Вчера мне показали храм Христа Спасителя. Я был потрясён масштабом этого
грандиозного храма, его особой энергетикой. За 22 года, что я не был в Москве,
город изменился неимоверно. Люди выглядят богаче. Опечалил лишь эпизод, когда
в переходе метро старушка просила подаяние. Я дал ей денежку. Помнится, в прежней
Москве таких проблем не было. Ещё поразило, что на дорогах много крупногабаритных
авто. Сейчас в Европе проходит кампания, чтобы люди пересаживались на малолитражные
автомобили, которые не так сильно загрязняют атмосферу. И, знаете, люди с пониманием
относятся к этой затее. - У вас хороший русский... - В югославской школе русский
язык преподавали фундаментально, и я хорошо говорил, но в последние годы у меня
было мало практики. Если стану ездить к вам чаще, то вспомню всё.
Гойко Митич родился 13 июня 1940 года в югославском городе Лесковац в крестьянской
семье. Окончил Белградскую Академию физкультуры. В 1960 году дебютировал в кино
каскадёром в фильме "Ланселот и королева". Первую большую роль сыграл в 1964 году
в фильме "Сыновья Большой Медведицы". В 1967-м был выпущен фильм "Чингачгук -
Большой Змей", поставленный по роману Д. Ф. Купера "Зверобой". Через год картину
закупили в СССР, и над одной шестой частью земного шара взошла звезда Гойко Митича.
В конце 1960-х - начале 1970-х популярность "кино про индейцев" была сравнима
разве что с тарзаноманией 1950-х. Детвора Советского Союза играла поголовно "в
индейцев", а по экранам триумфально шли фильмы с Гойко Митичем: "След Сокола",
"Белые волки", "Смертельная ошибка", "Оцеола", "Текумзе", "Апачи", "Ульзана".
Затем последовал спад зрительского интереса к этому жанру. Ныне Гойко Митич живет
в Германии, снимается на ТВ. Среди его театральных ролей: Спартак, Робин Гуд,
д‘Артаньян. В качестве режиссёра поставил несколько детских фильмов. Вся его родня
осталась на родине. Мама Гойко Митича умерла от сердечного приступа во время натовской
бомбардировки Сербии. Холост. Дочери Наталье 16 лет.