Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > В новой военной форме: вековые традиции русской армии


В новой военной форме: вековые традиции русской армии


Автор: Елена Бернаскони, Ольга Куликова, Светлана Сорокина
Источник: "Эхо планеты" - №6 ( 8 - 14 февраля 2008)

Российские военные переодеваются. Уже через три года все - от солдата до генерала - должны перейти на новое обмундирование. Пока же о том, насколько удобной, практичной и - что немаловажно - красивой будет эта форма, можно судить по образцам, которые были представлены 28 января в Москве президенту страны и Верховному Главнокомандующему Владимиру Путину. Особый интерес к этой презентации был вызван тем, что впервые наши военные примерили шинели и бушлаты, разработанные модельером, которому привычнее удивлять публику изысканными вечерними туалетами.

На большой смотр в министерстве обороны РФ собрались самые ответственные чины: глава военного ведомства Анатолий Сердюков, его заместитель - начальник тыла Владимир Исаков, генералы. Пояснения Верховному Главнокомандующему давали высокопоставленные военные и, разумеется, создатель новой формы, наделенный престижным титулом "маэстро от кутюр" Валентин Юдашкин. На следующий день средства массовой информации пестрели заголовками: "Солдаты Российской армии будут одеваться от Юдашкина", "Российская армия форсировала гламур", "Камуфляж от Юдашкина. Модные тайны новой военной формы".

К слову сказать, в мировой практике опыт сотрудничества знаменитых дизайнеров, создающих прежде всего уникальные штучные произведения, с "корпоративными заказчиками" - не редкость. Джорджу Армани, например, обязана привлекательным внешним видом итальянская полиция. Кристиан Диор в свое время одел сотрудников "Скандинавских авиалиний". Кристиан Лакруа потрудился на благо "Эр-Франс". Джулиен МакДональд создал коллекцию для 20 тысяч сотрудников "Британских авиалиний", Джанфранко Ферре - автор униформы для корейской авиакомпании. Успешно поработал на воздушный гражданский флот легендарный Валентино. "Я человек счастливый, - говорит Юдашкин. - Мне удалось прикоснуться к созданию формы для Российской армии". Но для этого ему пришлось пройти непростой конкурс, участие в котором приняли восемь компаний, представивших свое видение современного армейского обмундирования. Взгляд Юдашкина, судя по результатам, оказался острее и снайперски точным.

Форма, которую носят сегодня российские военнослужащие, напоминает наш корреспондент Михаил Петров, побывавший на смотре в министерстве обороны, была утверждена Указом президента РФ "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям" от 23 мая 1994 года. Главной новинкой тогда стала камуфляжная окраска, что отличало новую форму Российской армии от однотонного обмундирования советских времен. Тогда же красную звезду сменил двуглавый орел. Потом в Указ несколько раз вносились коррективы, в частности, в январе 1997-го и в марте 2002 года. Они касались "приведения ведомственных знаков различия федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в соответствие с государственной символикой, а также сохранения и развития исторических традиций отечественной военной геральдики и восстановления традиций ношения знаков различия высших офицеров". А по сути военная форма оставалась тяжелой, неудобной, не всегда отвечающей современным требованиям.
Вопрос об ее изменении был поставлен министром обороны Анатолием Сердюковым в мае прошлого года - через три месяца после его назначения на этот пост. По долгу службы он ездил по частям и среди многих впечатлений не самыми лучшими были те, что относились к военной одежде. "Уже после первых поездок захотелось изменить форму, - признался министр. - Надо понять, что форма очень важна для армии во всех отношениях - и в бою, и на параде. На ней нельзя экономить, надо делать ее из хороших, качественных материалов. Российская, советская военная форма богата традициями. Это надо учитывать. Словом, форма будет меняться".

Эта мысль стала руководством к действию знаменитого кутюрье, который сам некогда проходил срочную службу в армии и не понаслышке знает, что нужно человеку с погонами. Предстояло решить много задач, и одна из них - создать военную форму с учетом климатических условий огромной страны, пересекающей 8 часовых поясов. Почти 10 месяцев именитый модельер изучал исторические материалы, проектировал, экспериментировал, испытывал новые образцы. Он тесно сотрудничал с военными, с ведущими научно-исследовательскими институтами - текстильной и швейной промышленности, кожи и обуви, специалистами геральдического отдела министерства обороны.

И вот они, почти 80 новеньких - с иголочки - образцов всех видов формы: повседневная, парадная и полевая, зимняя и летняя, мужская и женская, для рядовых и начальствующего состава, для всех родов войск. Демонстрировали новинку военнослужащие Кремлевского полка и девушки модельного агентства. Начальник тыла по-военному лаконично и точно давал пояснения. Верховный Главнокомандующий интересовался деталями. Автор коллекции, верный своему творческому принципу - элегантность, удобство, стиль (в этом случае он добавил еще - практичность), - волновался: как будет принята его работа?

Даже без объяснений было ясно, что новые образцы отличаются от нынешних покроем, качеством ткани, расцветкой - более живой и насыщенной. ("Форма должна быть привлекательной для молодежи", - убежден кутюрье). Многие ее элементы сразу бросаются в глаза. Например, бушлат для моряков с оригинальными деталями и по-новому скроенными удобными карманами. Или полевая форма. Из нее убрана фуражка. Этот головной убор появился еще до Первой мировой войны, однако, как не раз убеждались, он мешал маскировке на местности, но расстаться с ним не решались. Исчезли с кителей накладные карманы образца 1994 года, раздражавшие военнослужащих. В них, как выяснилось, нет нужды да и награды прикреплять неудобно. Куртки - раньше они были из сукна, теперь в них появились кожаные детали. Кстати, вникая во все мелочи, президент особенно придирчиво рассматривал зимнюю одежду. Даже попросил солдата расстегнуть куртку. Увидев подкладку из овчины, удовлетворенно кивнул. Впервые, пожалуй, учтены условия работы штабистов. Теперь, не нарушая армейского этикета, офицеры и генералы смогут носить свитера, уравненные в правах с кителями. А для женщин-военнослужащих даже предусмотрены платья. К слову, женская форма строга и изящна. В таком пальто, отороченном серым каракулевым воротничком, и кокетливом беретике не грех и на "гражданке" пощеголять. "Женская форма разработана так, чтобы была элегантной и привлекательной, чтобы в ней хотелось служить", - сказал Юдашкин.

Пожалуй, самая серьезная новинка коснулась рядовых. Отныне из их обихода уйдут честно отслужившие свой век кирзовые сапоги и пресловутые портянки. "Кирзачи" заменят берцами - высокими шнурованными ботинками, а портянки, которым давно уже место в армейском музее, - обычными носками. Это то, что на виду. А из того, что скрыто, высокопоставленные "экзаменаторы" особо оценили термобелье - "для тепла, как у спортсменов". Кутюрье представил его с неожиданной нежностью: "комфортное нижнее термобелье, маечки и футболки, в общем, все, чтобы было удобно". Вспомнил, наверное, свои холодные солдатские будни.

Самой интересной частью работы, по признанию Юдашкина, стала возможность использовать в армейской моде научные достижения, новые отечественные материалы. В частности, ткани, изготовленные на основе нанотехнологий - по методикам XXI века. Как уверяют генералы, такую спецткань, примененную для полевой формы в Сухопутных войсках, "не просветить даже инфракрасными лучами". Значит, солдата в такой одежде просто невозможно засечь. И все это делает мембрана, созданная благодаря новейшим российским разработкам.

Слово "отечественный" постоянно звучало на президентском смотре новой формы - касалось это использования технологических достижений или внешних атрибутов армейской одежды. Главным для модельера, по его признанию, было "соблюсти вековые традиции", к которым он подошел "аккуратно и бережно".
Особо это относится к парадной форме. "Сейчас ежедневная форма практически не отличается от парадной", - посетовал Владимир Исаков, с явным удовольствием показывая новенькие образцы: золотое шитье на генеральских мундирах, цветные околыши на фуражках, цветное поле погон. Принципиальное новшество: парадная форма, как и в прежние времена, будет различаться по цветам. Сухопутным войскам возвращается цвет морской волны, впервые введенный Петром I, военно-воздушным силам - синий цвет, флоту - традиционные черный и белый. А на генеральские головные уборы кутюрье вдохновила фуражка маршала Жукова. Президента тоже заинтересовала предложенная модель - он даже снял ее с головы генерала, повертел в руках, слушая объяснения профессионала. В отличие от громоздкой нынешней фуражки тулья на новой уменьшена на два сантиметра - удобнее и красивее. Кстати, низкая тулья тоже дань русским традициям.
Органично соединив лучшие элементы обмундирования российской армии - от генералиссимуса Суворова до маршала Жукова, модельер попытался создать современный образ российского военнослужащего. "Никаких заимствований с иностранной военной формы не было, - заверил Юдашкин. - Так что нашего российского военного теперь не спутать ни с каким военным другой страны".

Экспериментальные образцы формы уже примерили две горно-стрелковые бригады минобороны РФ, дислоцированные на Северном Кавказе. После утверждения президентом новинка будет "обкатываться" на отдельных войсковых частях в течение 6-9 месяцев, а затем, как сообщил начальник тыла, "сможет вводиться на снабжение". Широкой публике новая форма, возможно, будет представлена уже на параде Победы 9 мая.
Работа российского кутюрье не осталась без внимания за рубежом. "Новая форма для российской армии, разработанная модельером Валентином Юдашкиным, - пишет "Таймс", - будет сочетать как имперские традиции, так и традиции советского прошлого. Все это вместе должно показать мощь России".

В однобортном сейчас уже никто не воюет.

В детстве, смотря фильмы о войне или разглядывая батальные полотна, мы легко отличали "наших" от "врагов" даже внешне. Не путали Пересвета с Челубеем с известной картины М.Авилова, с ходу разбирались, где на экране фашисты, а где красноармейцы, знали, что у "белых" на фуражке кокарда, в у "красных" - звезда. Только Штирлиц подкачал: хоть и наш, а мундир носил немецкий. Но он разведчик, ему положено маскироваться. В большинстве же случаев "своих" и "чужих" безошибочно определяли по форме одежды.

Некоторые историки считают, что первая военная форма появилась в Спарте - сильном военном государстве, прославившемся своими суровыми нравами. Идя в бой, спартанцы надевали красную одежду, чтобы кровь, пролитая в сражении, не была видна и не смущала малодушных. Другие называют родиной обмундирования Древний Рим, где легионеры носили блестящие доспехи и шлемы с высокими гребнями, а цвет перьев на шлеме указывал на принадлежность легиона.

Непременным атрибутом древнерусского воина издавна считается кольчуга. Достаточно вспомнить известную фразу из кинофильма "Александр Невский": "Коротка кольчужка-то!" или картину В.Васнецова "Богатыри". Однако кольчуга - не чисто русское изобретение. Ее находят в скифских курганах 5 века до н.э. и в кельтских захоронениях 3 века до н.э. Римские легионеры переняли кольчуги у галлов, китайским секретным оружием были "люди и лошади, оплетенные цепью", а японцы изобрели собственную кольчугу в XIV веке - уже тогда, когда Запад отказался от нее из-за появления огнестрельного оружия, от которого прабабушка бронежилета не спасала. В целом же древнерусское воинство мало отличалось от всех остальных: рядовые бойцы и народное ополчение одевались, исходя из личных привычек, удобства и финансовых возможностей, а не по единым унифицированным образцам.

По-настоящему история русской военной формы начинается при Иване Грозном, когда появились первые регулярные части - стрельцы. Вот как пишет о них Александр Васильевич Висковатов (1804-1858) - автор
30-томного труда "Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времен до 1855 г.": "Стрельцы одевались в длинные суконные платья, походившие на ферезь, только с отложным воротником, начинавшимся на груди и срезанным на спине углом... Московские стрельцы были одеты по полкам, в красную и зеленую, разных оттенков, одежду, с шапками, опушенными мехом, и с белыми берендейками, имея оружием саблю, самопал и бердыш".

В XIV-XVI веках Европа выставляла на поля сражений армии, набранные в феодальных вотчинах и экипированные довольно пестро: сюзерены гордо демонстрировали родовые гербы на доспехах, а в снаряжении вассалов непременно присутствовали фамильные цвета их господ. Единая униформа в европейских армиях появилась в XVII-XVIII веках, когда рождались сильные централизованные государства и велись крупные войны, как сказали бы теперь, за сферы влияния. Военные выходят на первый план, их внешнему виду уделяется колоссальное внимание, отмеченное в многочисленных высочайших указах и регламентах того времени. В 1622 году появляется знаменитая форма французских королевских мушкетеров, предмет вожделений честолюбивого гасконца д`Артаньяна: короткий лазоревый плащ, украшенный серебряными галунами и белыми бархатными крестами с вышитыми на концах золотыми королевскими лилиями, а в перекрестьях - алыми трилистниками.

В Россию блеск и роскошь военной формы приходят с реформами Петра I. Поначалу офицерская форма новой русской регулярной армии ничем не отличалась от солдатской. Потом, чтобы выделить командиров, ввели первый знак отличия - офицерский шарф, позаимствованный у шведов. Это была полутораметровая шелковая лента цветов российского флага (белый, синий, красный) с золотыми или серебряными кистями на концах. Первыми его примерили офицеры Семеновского и Преображенского полков в 1698-99 годах, а затем переняла вся армия. Шарф полагалось надевать на правое плечо и завязывать концы узлом у левого бедра. Однако русские офицеры, привыкшие к кушакам, стали обертывать знак своего отличия вокруг пояса - так и в бою было удобнее. После долгих перипетий (от обязательного ношения до полного забвения) петровский офицерский шарф сохранился и в современной российской военной форме - в виде парадного офицерского пояса.
Преображенцы и семеновцы в те же годы первыми в русской армии надели погоны. Изначально погон (один) - не что иное, как матерчатая лямка, которая одним концом вшивалась в плечевой шов левого рукава, а другим пристегивалась к пуговице верхней части кафтана и служила для удерживания на плече патронной сумки. В петровской армии такие лямки были только в пехоте, у фузилеров и гренадеров. К 1762 году по расцветке погон стали различать принадлежность солдата к определенному полку, а по форме - отличать солдат и офицеров. Погоны продержались до октябрьской революции 1917 года, потом на несколько десятилетий сошли с исторической сцены, уступив место красноармейским ромбам и шпалам в петлицах, а в 1943-м снова вернулись и благополучно пребывают по сей день.

В отсутствие погон офицерские чины различались с помощью горжета - особого нашейного знака в виде полумесяца. Чин определялся по сочетанию цветов поля, ободка и гербового знака. В 1827 году, в царствование Николая I, эту миссию стали выполнять звездочки на эполетах, и горжету остались только декоративные функции. А в мае 1858 года его ношение было отменено.

Послепетровская эпоха ознаменовалась удивительным фактом: в то время как Россия вела наиболее значимые войны, обмундирование русской армии дало серьезный крен в сторону декоративности в ущерб удобству. Может, это объясняется тем, что во главе страны стояли женщины? Уж они-то знали, что красота требует жертв. Мужчины же активно сопротивлялись, свидетельством чему служит "Записка об одежде и вооружении войск", составленная светлейшим князем Григорием Потемкиным, отлично разбиравшимся в тонкостях амуниции. "Одежда войск наших и амуниция такова, - писал Потемкин, - что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов, тем паче, что он, взят будучи из крестьян в 30 почти лет возраста, узнает узкие сапоги, множество подвязок, тесное нижнее платье и пропасть вещей, век сокращающих". Между тем "красота одежды военной состоит в равенстве и в соответственности вещей с их употреблением". Справедливость еще одного потемкинского высказывания мы неоднократно наблюдали в детстве, собираясь с отцом или дедом в лес за грибами и глядя, как они наматывают портянки под сапоги: "онучи или портянки пред чулками имеют ту выгоду, что в случае, когда ноги намокнут или вспотеют, можно при первом удобном времени тотчас их скинуть, вытереть портянкою ноги и, обвертев их, опять сухим уже оной концом, в скорости обуться и предохранить их тем от сырости и ознобу". Однако разумные рассуждения светлейшего князя были приняты к сведению только в конце 1870-х годов: при императоре Александре III единообразие, дешевизна и удобство получили наконец преимущество перед красотой.

Существует версия, что в годы Первой мировой войны, на волне всеобщего патриотического подъема художником В.М.Васнецовым были разработаны эскизы новой военной формы, напоминавшие о былинной славе русского оружия. Головной убор походил на шлем древнерусского витязя. Форма по новым эскизам была даже сшита, однако грянула революция, и склады с обмундированием попали в руки красноармейцев, сражавшихся под командованием С.М.Буденного. Отсюда и пошло название головного убора - "буденовка". Но в архивных документах сохранился указ наркомата по военным делам РСФСР от 7 мая 1918 года, объявлявший конкурс на разработку новой военной формы для РККА. В конкурсе действительно принимали участие известные русские художники В.М.Васнецов и Б.М.Кустодиев. Новая форма, согласно документам, была утверждена 18 декабря 1918 года. Менялись тактика и стратегия войн, появлялись более разрушительные виды оружия, и военная форма приспосабливалась к новым условиям. Яркие цвета, блестящие ремни и околыши, золотое и серебряное шитье остались только в парадных вариантах, а на поле брани воцарились хаки и камуфляжные пятна.
 




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 19 Февраля 2008 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100