Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Русский бизнес / Стратегии


Русский бизнес / Стратегии


Автор: Андрей Виньков
Источник: "Эксперт" - №2 (14 - 20 января 2008)

Государство — это ты!

На смену спекулятивным консолидационным процессам, являющимся в том числе частью экспансии госкапитала, в российской индустрии начинают приходить менеджеры-стратеги, способные к более сложным инвестиционным и управленческим решениям, нежели скупка активов. Именно поэтому, обозначив свои интересы, государство должно оставить место для частной инициативы

"Новый год станет годом госкорпораций", "Торжество госкапитализма" — такие и подобные им заголовки можно было прочитать в преддверии 2008 года в российской прессе. Действительно, на усиление роли государства в российской экономике не указывает лишь ленивый. Государственной махины частный бизнес уже давно стал так бояться, что порой отдает честь и собственность любому "инвестору" в погонах, стоит тому появиться на горизонте. Пессимизм в бизнес-планировании многих "стратегических" отраслей за годы государственной экспансии стал чем-то обыденным, и потому тем более отрадно отметить, что по ряду признаков экспансия эта сходит на нет.

Проанализировав рейтинг "Эксперт-400", мы смогли примерно оценить глубину концентрации собственности в руках государства. Это где-то 40–45%. Мы считаем, это предел.

Мы определили также, какие отрасли и сегменты в ближайшем будущем смогут изменить структуру списка крупнейших активов страны и, возможно, даже доминировать в нем. Можно с уверенностью сказать, что такие кластеры, как автопром и электроэнергетика, будут генераторами серьезных комплексных изменений в индустриальной структуре и экономической географии страны. Любопытно, что именно частный капитал станет в этом процессе инициатором идей и будет уверенно противостоять государственной экспансии.

Неприкасаемые русского бизнеса

По большей части за счет банкротства и скупки ранее приватизированных активов государство и госкорпорации получили контроль над несколькими десятками крупных компаний, главным образом в газовой и нефтяной отраслях. Если сравнивать с 2004 годом (когда только начинался отъем собственности компании ЮКОС), из списка 400 крупнейших компаний исчезли такие, как "Самаранефтегаз", Ангарская нефтехимическая компания, "Полярное сияние", "Сибнефть" и другие, госмонополия "Газпром" вошла в состав акционеров "НоваТЭКа". На очереди — поглощение предприятий башкирского ТЭКа, череда слияний и поглощений на транспортном рынке (в частности, пароходство "Новошип" сливается с "Совкомфлотом", а за счет слияния ряда авиакомпаний появляется объединенная структура с доминирующим госучастием — Air Union), в спецметаллургии вовсю ворочает активами государственный "Рособоронэкспорт", продолжается консолидация государственных предприятий в оборонном комплексе. Таким образом, государство уже контролирует или является крупным акционером (с пакетом не менее блокирующего), а также близко к установлению контроля над 103 крупнейшими российскими компаниями с совокупной выручкой 283 млрд долларов (по итогам 2006 года). Государство сконцентрировало по итогам 2007 года, по нашим оценкам, до 40% выручки 400 крупнейших российских компаний.

Для сравнения: в 2004 году государство контролировало только 81 компанию из списка 400 крупнейших, с совокупной выручкой лишь 145 млрд долларов, что составляло примерно 34,7% выручки российских компаний, входящих в рейтинг.

Наращивание государственного капитала в крупнейших российских компаниях продолжится.

Процесс слияний и поглощений в российском бизнесе за истекший год и последующий краткосрочный период приведет к тому, что из рейтинга "Эксперт-400" исчезнет, по нашим подсчетам, около 40 российских компаний (они будут поглощены или раздроблены и по частям раскуплены, как, например, происходит с Объединенными машиностроительными заводами). Из них примерно половина перешла или войдет в состав государственных концернов.

Однако пустые строчки в рейтинге "Эксперта" заполнят отнюдь не только частные структуры. В стране нарождается шесть новых госкорпораций: "Ростехнологии", "Росатом", Банк развития, Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Олимпстрой", "Роснанотех".

В конце 2007 года президент подписал законы о создании трех госкорпораций — это "Ростехнологии", "Росатом" и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Они призваны форсировать модернизацию российского машиностроения, атомной энергетики и процесс ликвидации ветхого жилья. Для этого в них будут сконцентрированы бюджетные средства и финансы госпредприятий, а также частных предприятий, приобретенных "орденом меченосцев".

Компания "Ростехнологии" уже накачана активами с совокупной выручкой 15–17 млрд долларов, как раз за счет компаний из экспертовского рейтинга ("Рособоронэкспорт" — госпосредник по продажам отечественного оружия, производитель титана и поковок из него компания "ВСМПО-Ависма", вертолетостроительный холдинг "Оборонпром", автозавод АвтоВАЗ и компания "Русспецсталь", включающая в себя производителей спецстали, используемой в оборонном комплексе). Правда, как обещает глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, усиление контроля со стороны государства в этой сфере не повлияет на прозрачность компаний, контролируемых корпорацией. Он сообщил, что все они проведут IPO, в частности, "ВСМПО-Ависма" и АвтоВАЗ сделают это уже в 2009 году.

Фонд содействия реформированию ЖКХ получил из бюджета 240 млрд рублей. Уже с 1 января 2008 года корпорация начнет рассматривать заявки регионов на получение денег на ликвидацию аварийного и ветхого жилья. При этом приоритет будет отдаваться проектам с софинансированием из региональных бюджетов. На сегодняшний день заявки в фонд направило около 30 субъектов Российской Федерации.

Государственная корпорация "Росатом", создаваемая на базе Федерального агентства по атомной энергии (Росатом), должна приступить к работе уже в начале 2008 года. Под управлением госкорпорации будет находиться ОАО "Атомэнергопром", вертикально интегрированный холдинг, в состав которого входят предприятия гражданской части отрасли (например, активы ОМЗ или госкомпания ТВЭЛ — пока еще входят в "Эксперт-400"). "Росатом" также будет управлять оборонной частью отечественной ядерной отрасли. Госкорпорация должна решить ряд важнейших задач по развитию атомной энергетики в стране и, в частности, реализовать масштабные планы строительства АЭС, прописанные в федеральной целевой программе развития атомного энергопромышленного комплекса России.

Кроме того, еще ранее, весной 2007 года, на базе Внешэкономбанка был создан Банк развития, который будет заниматься привлечением инвестиций и финансированием крупных инфраструктурных проектов, особых экономических зон, а также поддержкой малого и среднего предпринимательства. Банк уже получил из бюджета 180 млрд рублей.

Корпорация "Олимпстрой", в уставный капитал которой пойдут бюджетные деньги, предусмотренные ранее федеральной целевой программой "Развитие Сочи как горноклиматического курорта" (свыше 300 млрд рублей до 2014 года), будет заниматься строительством и эксплуатацией спортивных и инфраструктурных объектов для зимней Олимпиады-2014.

А "Роснанотеху" государство перечислило 130 млрд рублей для софинансирования инновационных проектов в энергетике, связи, медицине, робототехнике и разработке новых материалов.

Главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ видит определенную логику в создании части госкорпораций: "Логика в каждом случае своя. Это ни в коем случае не желание нажиться, потому что для разных случаев госкорпорации созданы с разными целями. Причем госкорпорации — это специальная форма некоммерческой организации, которая изначально была придумана для того, чтобы сконцентрировать у себя механизм госинвестиций, а потом была сочтена удобной для решения ряда государственных задач.

У каждой госкорпорации есть своя цель. Но я не уверен, что по всем корпорациям заявленные цели совпадают с реальными. Объединение военной и гражданской атомной промышленности позволяет думать, что у корпорации "Росатом" есть и другие цели, кроме реализации заявленной программы развития атомной энергетики. На усиление военной мощи страны будет работать корпорация "Ростехнологии", возможно, и "Роснанотех". Что касается остальных, например Фонда реформирования ЖКХ или предполагаемого к созданию "Автодора", то здесь задачи имеют социальный и экономический характер, частные компании такими вещами заниматься не будут. Но для этих целей я бы использовал прямое финансирование из бюджета. Бюджетная форма финансирования предполагает определенную логику. Есть строгая формальная процедура выделения денег. Есть законодательно закрепленные правила госзакупок и госзаказов. Они плохо выполняются, но можно при желании все исправить без госкорпораций".

Действительно, госкорпорацию никто, по сути, проверить не сможет. Нет закона, по которому та же Счетная палата могла бы осуществить проверку деятельности госкорпорации, ведь все деньги и имущество — ее собственность, а не государственная. Это очень странное образование, с одной стороны — государственное, а с другой — частное. Госкорпорации должны проверять аудиторы, но кто проверит самих аудиторов?

"Если нужно реформировать ЖКХ, то можно нормально распределять деньги из бюджета, как это делается во всем мире, — считает Яков Паппэ. — Почему мы решили, что распределение идет заведомо плохо, а теперь будет заведомо хорошо, я не знаю. Мы, таким образом, подписали документ о недоверии регулярному российскому чиновничеству. По сути, сегодня создается опричнина. Ряд людей, подчиненных непосредственно президенту, будет опричь всей системы регулярной власти управлять страной. А президент, который никогда не был органом экономического управления (им всегда было правительство), становится таковым и расширяет свои полномочия".

Итак, госкорпорации наступают. Но либералы не дремлют. Чубайс, например, от экспансии государства спасает энергетику.

Обошли приватизатора

В этом году полтора десятка новых компаний, производящих электроэнергию, по всем критериям могут войти в рейтинг "Эксперт-400" (см. таблицу 1). Все они обрели новых владельцев в прошлом году или получат их до конца 2008-го. В этом году приватизация энергетики завершится вместе с борьбой за те немногие компании, которые пока еще только готовятся к размещению новых акций в пользу претендентов на активы. Руководство РАО "ЕЭС России" решило, что распродажа генерирующих активов должна быть завершена к марту–маю наступившего года.

Перемены в энергетике считаются уникальными. Аналитики говорят, что это единственная структурная реформа естественной монополии в годы правления президента Владимира Путина, когда в других сферах активы, напротив, переходили под контроль государства.

Новые акционеры генерирующих компаний в 2007 году потратили примерно 20,5 млрд долларов на покупку активов. По ряду оценок, после завершения в 2008 году продажи пакетов в восьми генерирующих компаниях энергетика России может получить еще около 10 млрд долларов.

Впрочем, роль государства даже в тепловой генерации останется доминирующей. Госмонополия "Газпром" обманула ожидания Чубайса.

В феврале прошлого года газовый монополист "Газпром" и угольный СУЭК объявили о планах по созданию совместной компании на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Контрольный пакет (50% плюс одна акция) в СП должен достаться "Газпрому". В настоящее время продолжается процесс подготовки сделки: компании определяют перечень вносимых активов в совместное предприятие и порядок компенсации возможной разницы в их стоимости.

"Газпром" намерен внести в СП принадлежащие ему акции РАО "ЕЭС России", которые после реформирования энергохолдинга трансформируются в акции ОГК-2, ОГК-6, ТГК-11, "Кузбассэнерго" (ТГК-12) и ОАО "Енисейская ТГК" (ТГК-13). СУЭК планирует внести в СП 48% акций ТГК-12 и 44% ТГК-13, а также все свои угольные активы. Первоначально планировалось, что сделка будет согласована и завершена в первом полугодии 2007 года. Новый срок завершения создания СП — к 1 апреля 2008 года. С учетом новых возможных приобретений "Газпрома" (см. таблицу 1) доля госмонополии в тепловой генерации может превысить 50, а то и 70%.

Тем не менее приватизация хотя бы части российской энергетики, можно сказать, знаменует прохождение пика и начало спада ожиданий дальнейшей экспансии государства в новые отрасли экономики. Только в теплоэнергетике может получиться девять крупных частных компаний (все войдут в "Эксперт-400" — см. таблицу 1).

Они тоже любят родину

Частный капитал уже научился достаточно успешно противостоять попыткам "недружественного поглощения" государством. К примеру, еще год назад "Норильский никель" был мишенью для госкомпании "Алроса", но вместе с ростом цен на никель за счет удачной конъюнктуры нарастил капитализацию настолько, что "Алросе" стал просто не по зубам. Более того, в недалеком будущем "Норильский никель" и вовсе может стать аналогом Rio Tinto или BHP Billiton в России с капитализацией 100 млрд долларов. Дело в том, что в конце года российская алюминиевая компания "Русал" договорилась о покупке у Михаила Прохорова блокпакета акций ГМК "Норильский никель" примерно за 12 млрд долларов. Частично сделка будет оплачена допэмиссией "Русала" — предприниматель получит около 11% акций компании. Соглашение между Прохоровым и "Русалом" вступило в силу 21 декабря, одновременно компания подала в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение акций "Норникеля". Завершить сделку стороны планируют в первом квартале 2008 года. Однако чтобы реально создать на базе двух компаний структуру стоимостью 100 млрд долларов, "Русалу" придется договориться о консолидации со вторым крупнейшим владельцем "Норникеля" — Владимиром Потаниным. Вряд ли Потанин захочет остаться один на один с двумя претендентами на свой основной актив: Олегом Дерипаской (основной акционер "Русала") с одной стороны и государством — с другой. Вероятнее всего, тот выберет участие в объединенной структуре, которое сулит больше возможностей и выгод. В результате слияния может образоваться международная компания, на долю которой будет приходиться 12% мирового выпуска алюминия и которая станет крупнейшим в мире производителем никеля и палладия.

Также в минувшем году было много спекуляций насчет притязаний "Роснефти" на "Сургутнефтегаз". Одной из причин возможной покупки аналитики инвесткомпании "Атон" называли наличие значительных денежных средств на балансе "Сургута". Однако слухи о предполагаемом поглощении, похоже, так и не найдут подтверждения. Во-первых, на рынке нет потенциального претендента на покупку столь дорогого актива. Та же "Роснефть" с долгами в 27 млрд долларов вряд ли где-то сумеет найти в ближайшее время средства на новые покупки. "Не стоит забывать, что в условиях мирового кризиса ликвидности рассчитывать на крупный заем на приемлемых условиях никто не будет", — говорят в "Атоне".

Еще один пример участия частных предпринимателей в удерживании активов — история с нефтяной компанией "Русснефть", которую хотят обратить в пользу государства. Структуры, близкие к Олегу Дерипаске, также претендуют на этот актив. Мяч в этой игре пока на стороне г-на Дерипаски.

Вообще, в нынешнем виде роль предпринимателей, как частных, так и государственных, все больше сводится к стратегическому участию в бизнесе подконтрольных им компаний — именно "стратегическому", а не "спекулятивному". Это стимулирует государство. На сей счет есть еще один удачный пример — когда частник устоял против напора госмашины "Рособоронэкспорта". Юрию Ласточкину, контролирующему авиадвигательный концерн НПО "Сатурн", уже несколько лет удается успешно противостоять давлению чиновников "в погонах", которые хотят затащить "Сатурн" в государственный двигателестроительный холдинг. Более того, совсем недавно "Сатурн" объявил о покупке около 20% акций Уфимского МПО (другого игрока на этом рынке), на который также претендовали "Ростехнологии". Теперь речь идет об объединении этих структур. Почему Ласточкин все еще не в Читинской области? Все очень просто: "Сатурн" на сегодня одно из самых продвинутых предприятий в машиностроительной отрасли. "Сатурн" сумел сделать невозможное — заманил в СП французскую Snecma и создал двигатель под государственный проект ближне-среднемагистрального самолета SuperJet. Огромными усилиями в стране появились передовые технологии. Успех? Да. Теперь попробуйте представить, что такого успешного менеджера меняют на какого-нибудь доверенного, но такими проектами не проверенного. Ведь чем пока отличились структуры "Рособоронэкспорта" ("Ростехнологии") кроме успешной консолидации активов? Разве что расчисткой авгиевых конюшен АвтоВАЗа. Эффективность менеджмента "Ростехнологий" была продемонстрирована при его приходе на АвтоВАЗ.

"Еще менее двух лет тому назад криминал правил бал не только на заводе, но и во всем городе Тольятти, где людей убивали лишь за то, что они учились в одном классе с тем или иным лидером враждующей группировки, — рассказывал глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. — Потребовалась полномасштабная войсковая операция с использованием оперативных и даже боевых возможностей российских спецслужб — ФСБ, МВД, Генпрокуратуры, чтобы очистить город от бандитов и покончить с автомобильной мафией. Я очень сомневаюсь, что какому-либо частному, даже сверхстратегическому инвестору удалось бы это сделать".

Тем не менее несмотря ни на что инвесторы типа Олега Дерипаски в цивилизованных корпорациях более предпочтительны в качестве мажоритарного акционера "Норильского никеля". Его "Русал" собственными силами разработал новую производственную технологию (ни в чем не уступающий лучшим мировым стандартам электролизер); "Русал" же построил и запустил в производство новый завод. Чем отличились на родине стратегические инвесторы "Норильского никеля"? Разве что повышением уровня корпоративного управления в подконтрольных им активах до мировых стандартов.

Турбины и авто

Итак, мы определили роль государства и частного капитала. Теперь давайте попробуем прикинуть, какие все-таки сектора могут стать генераторами серьезных кластерных изменений в индустриальной структуре страны. Куда, скорее всего, будет направлена основная мощь частной инициативы в бизнесе? Кто заполнит пустые места в рейтинге "Эксперт-400"?

Аналитики инвесткомпании "Ренессанс Капитал" указывают, что во всех странах СНГ главной темой следующего года станут инвестиции: "Несмотря на экономический рост последнего десятилетия, нормы капиталовложений во многих государствах региона оставались низкими. Страны СНГ в целом выжимали максимум возможного из инфраструктуры и активов, доставшихся в наследство от СССР. Для устранения появляющихся узких мест необходимы инвестиции, которые позволят поддержать темпы роста на уровне 2007 года. В лидерах по итогам 2008 года должны оказаться отрасли, инвестиции в которые будут наиболее внушительными". Определенные надежды аналитики связывают с трубопрокатной и цементной промышленностью. Еще они выделяют два сектора, которые только начинают раскрывать потенциал роста стоимости, — сельское хозяйство и машиностроение.

Однако нам видится, что наиболее заметные изменения в структуре экономики оставят два кластера: энергетический и автопром.

Российская автомобильная индустрия находится в процессе глобальной модернизации и является наиболее интересным и быстрорастущим мировым рынком. По мнению аналитиков авторитетной консультационной компании Roland Berger, к 2016 году только объем производства легковых автомобилей в России вырастет до 2,6 млн штук (см. график 1). Российский рынок уже находится по своим объемам на третьем месте в Европе, а уже через несколько лет может выйти на первое место.

Но российский автопром, равно как и автомобильный рынок, не может существовать обособленно: мировые глобальные процессы докатились до России. Технологический разрыв, увеличивающийся прямо пропорционально развитию иностранных конкурентов и свойственный сегменту легкового автомобилестроения, заставляет российских производителей искать зарубежных партнеров либо самим делать покупки за пределами страны. Кроме того, иностранцы, простимулированные рядом мер промышленной политики, наращивают сборочные мощности в России. Вслед за пионером в этом деле компанией Ford о намерении открыть производства в России один за другим объявили Volkswagen, GM, Nissan, Toyota, Suzuki, Peugeot-Citroen, Hyundai, Mitsubishi, Renault. К 2010 году совокупные производственные мощности "промсборщиков" в России превысят 1 млн автомобилей в год.

Режим промышленной сборки был введен в действие в апреле 2005 года постановлением правительства №166 и обеспечил льготный режим для инвесторов, готовых создавать в России собственные производства автомобилей. Постановление обнулило или снизило пошлины на ввоз целого перечня автокомпонентов для промышленной сборки. Для реализации этого режима предприятия должны были заключать соглашения с МЭРТом сроком на семь (для действующих предприятий) или на восемь (для вновь создаваемых) лет. В соглашении должен был оговариваться перечень автокомпонентов, ввозимых по льготным ставкам. В свою очередь инвестор, подписавший соглашение, брал на себя обязательство локализовать выпуск автокомпонентов на 30% (от стоимости готового автомобиля), постепенно сокращая перечень ввозимых деталей. Принципиальным условием также было создание производства полного цикла, включающего сборку, сварку и окраску кузова. Уже через год после принятия постановления режимом решило воспользоваться большинство ведущих зарубежных компаний. Заводы, запущенные по этой схеме, уже начали крупноузловую сборку — первыми открыли производства германский Volkswagen и японская Toyota. По оценкам Минэкономразвития, предоставленный инвесторам льготный режим позволил привлечь инвестиции в размере более 3,5 млрд долларов и, что самое важное, почти всех крупных мировых производителей автомобилей.

За счет роста масштабов производства российский рынок автокомпонентов становится все более интересным. Высокие запланированные мощности иностранных "автосборщиков" создадут достаточную базу для локализации многих компонентов (см. график 2). Раз так, то все поставщики, нацеленные на кооперацию с производителями автокомпонентов, также начинают улучшать качество и технологии. Можно предположить, что будут появляться новые сорта пластмасс, резины, новых материалов, будет расти качество обработки деталей и так далее. В общем-то неудивительно, что индекс производства резиновых и пластмассовых изделий — один из самых высоких по итогам 11 месяцев 2007 года (более 22% роста).

Про масштабные инвестиции в энергетике "Эксперт" писал уже неоднократно. За счет реформы Чубайса энергомашиностроители, производители стройматериалов, инжиниринговые фирмы также получат массовый спрос. Одним словом, промышленность разворачивается на внутренний рынок. При этом нужно, чтобы тем, кто активно развивает импортозамещение и трансферт технологий, не мешали.

В тексте использованы материалы Екатерины Шохиной


 




Журнал "Эксперт"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 18 Февраля 2008 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100