Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Александр Проханов: "Я ни разу в жизни не был в отпуске"


Александр Проханов: "Я ни разу в жизни не был в отпуске"


Источник: "Элита общества" - N10 (28) (октябрь 2006)

Эпитеты противников художественной ценности не имеют и посему опускаются. Правда, даже противники в последнее время как-то успокоились. А сам Александр Проханов не сходит с экранов телевидения. И, кажется, что своим поразительным языком он высказался уже обо всем на свете: от Империи и до фильма Алексея Германа-младшего "Гарпастум". И, о чем бы ни говорил автор язвительных романов-памфлетов и главный редактор самой оппозиционной газеты, ему всегда аплодируют, будь то друзья или враги.
 
И поскольку все мыcлимые и немыслимые темы уже прозвучали, мы решили поговорить с Александром Прохановым о нем самом и о том, что ему по-настоящему близко.

Один из ваших героев утверждает, что "абсурдистский мир требует шизофреничных подходов, параноидальных прозрений, эпилептических вдохновений". А сами себя с этим методом ассоциируете?

– Думаю, что любой метод можно назвать абсурдистским. Любая историческая эпоха несет в себе элементы абсурда, просто абсурд имеет неодинаковые пропорции. В классические эпохи доминирует рациональное, а иррациональное уходит в подполье. Эллинизм ассоциируется у нас с рациональным – с прозрением, очевидностью, логикой, красотой, золотым сечением. Но при этом и в эллинизме было подполье, связанное с дионисийскими таинствами, с елевсинскими мистериями, с Загадочным, в котором варилось Тайное, связанное с восточными культами. И если гуманизм европейский вырос из античной классики, то германский фашизм с его иррационализмом, безумием, автоматизмом вырос, как считают апологеты фашизма, из этого таинственного, оккультного, дионисийского мира, из этого подполья. Каждая историческая эпоха имеет как рациональное, так и иррациональное. На мой взгляд, в нашей эпохе рационального почти не осталось. Рациональное ушло в подполье. Все разумное, очевидное, понятное, объяснимое, привязанное к заповедям, к классике, к традициям – все ушло в небытие, все превратилось в абсурд, в безумие, в какое-то сумасшедшее игрище. Тонут все прежние ценности, сжигаются государства, репутации человеческие, огромные корпорации… Время перемен, время этого колоссального слома, который переживает Россия, а может, в какой-то степени и весь мир, вырвало из культуры, из человеческого сознания гигантские демонические силы. И довольно трудно работать в спокойной традиционной, классической манере в этом абсурдистском мире, состоящем из сплошных взрывов – реальных, и взрывов эмоций человеческих, когда в воздух взметаются обломки исполинских монолитов… Поэтому художник пытается найти адекватные методы, адекватные способы самовыражения, и то, что я сказал в этой фразе, на мой взгляд, является каким-то спасением для художника. На время – я думаю, что на время, – реализм отступил, а пока на поверхность вышли другие методики, связанные с наркотическим представлением о мире.

А к постмодернизму этот метод имеет какое-то отношение?

– Я до конца даже не знаю, что такое постмодернизм… Я думаю, что после модернизма пришла пора – не только в искусстве, а вообще в философии миросознания, – когда оказались разрушенными большие культуры, и обломки этих культур начали сталкиваться в сознании, бессмысленно пестрить, ломать друг друга, вторгаться друг в друга – и возникла такая восхитительная каша. Недаром Нерон смотрел, как Рим горит и рушится. Мне кажется, что постмодернизм – это упоение распадом. Художник не ищет смысла, которого нет, а упивается столкновениями этих опрокинутых иерархий, и на этих столкновениях возникают идеологические и эстетические химеры – в этом тоже есть некая красота… Я должен сказать, что в методе, о котором я говорил, есть постмодернистские компоненты, но мне все-таки кажется, что это скорее не постмодернизм, а традиционная босхианская культура. Когда ад пришел на улицу, ад вышел из расселин, тектонических разломов, ад пришел в дома, в министерства, в парламент, в отношения людей – ад утвердился здесь, с нами рядом. Задача моих романов – изобразить этот ад во всей его кромешности. А также посмотреть, возможно ли его преодоление.

Фантасмагория ваших романов как-то пересекается с газетой? Я помню, читал в 90-х годах в передовой статье "Дня" про двойников Ельцина, которым для пущей схожести ампутировали пальцы… Нечто в духе "Омона Ра" Пелевина.

– Перекликается. Мне газета вообще помогает. Она не находится в противоречии с романами. Газета и присутствие в газете погружает меня в актуальную политическую среду. За переделами этой среды я был бы просто оторван от мира, жизни, как многие мои друзья-писатели, находящиеся вне политического контекста, сидящие дома, созерцающие разноцветную пену в телевизоре. Я как газетчик, как редактор, как политик оказываюсь в глубине явлений, и для меня газета – это инструмент познания мира. С помощью этого экскаватора я вытаскиваю на поверхность определенное количество сырья, которое потом перерабатываю за своим писательским столом. Нет противоречий. Одно дополняет другое. Те открытия небольшие, которые мне удаются в прозе, я немедленно транслирую в газету, в передовицы, в метафорическую публицистику, которая, по моему мнению, действует сильней, чем иные аналитические статьи.
 
Как вам удается поддерживать творческую форму?
 
- Я ее не поддерживаю, я просто в ней живу. Никакой гимнастики, просто живу и все. Есть пока ресурс. Жизнь меня интересует, волнует, я вижу в этой жизни огромное количество явлений нового, загадочного, заслуживающих того, чтобы их описать. Главное, что не пропадает к ним интерес. Как только пропадет интерес (а это будет связано с угасанием творческого импульса или с падением общей энергетики), я, видимо, перестану писать. А пока что у меня нет никакой методики, никакой терапии, поддерживающей азартный интерес к творческой жизни.

– Образ жизни хотя бы ведете здоровый?
 
–– Веду. Все меньше пью.

Есть деревенский дом, дача? Вы там работаете?

– Иногда здесь, иногда и там. Стараюсь после среды туда откочевать и там в тишине работать.

А отдых?

– Я не знаю, что такое отдых. Я никогда в жизни не был в отпуске. Эллины, они например, не понимали, что такое отпуск. Они считали, что каждая минута жизни должна быть посвящена труду, тому или другому. И для меня отдыхом является писание романов. В промежутках между этими отдохновениями я занимаюсь политикой, газетой, всякими дрязгами человеческими… Работаю и устаю… И тогда сажусь за письменный стол, и наступает благословенная тишина…
 
Вы без снобизма отзываетесь практически обо всех писателях самых разных направлений. А особые предпочтения, симпатии у вас есть? 
 
 - Сейчас уже не может быть предпочтений… В разные времена я увлекался разными художниками. Я пережил увлечение фольклором, собирал песни, изучал эту внутреннюю архитектуру народного юмора, народного сознания. Одно время я знал около ста уникальных песен. Как все, увлекался Хемингуэем, была такая наркомания. Платоновым. Я увлекался Набоковым, как только он стал доступен, увлекался Серебряным веком, символизмом. Все это проходило, наслаивалось. Весь этот массив словесности российской и зарубежной стоит рядом, лежит на полках, всегда можно к нему прикоснуться... хотя даже прикасаться не нужно – он все равно звучит. Из современников очень много есть интересных писателей, художников. Некоторых из них я знаю лично, о некоторых слышал, а так, чтобы это были кумиры, боюсь, что нет, молодость-то прошла литературная.

Вы согласны с тем, что Золотой век русской литературы никогда не повторится?
 
– Смотря что называть золотым веком… Пушкинский, толстовский век? А русский фольклор – разве это не был золотой век? Когда каждая деревня была кладезем своей деревенской литературы, песен, преданий, легенд, частушек, загадок, сказок, пословиц!.. Когда каждая русская деревня имела свою особую субкультуру, в литературном творчестве были замешаны все от мала до велика. Конечно, это огромный золотой век русской литературы. В недрах этого золотого века, в недрах этого огромного массива русской народной культуры возникает интеллигентская и очень часто безымянная литература – "Слово о полку Игореве", былины, "Легенда о Петре и Февронии". Это же огромный золотой век, а потом он сменился другим золотым веком… А Серебряный век разве не был золотым? Я думаю, что во многом и советское время было очень мощной культурной эпохой. А сейчас ее закатали в асфальт. А советская литература решала колоссальные проблемы. И ранняя большевиcтская литература… А "Оптимистическая трагедия" и такая контрлитература, как "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", "Котлован", "Чевенгур"? Это тоже была советская литература, и она не была литературой Кремля. И я думаю, что деревенщики, весь Трифонов и шаламовские вещи – это тоже огромные ценности. Золотая, не золотая – это же не вопрос стилистики. Слетает в эту литературу или культуру что-то божественное, открывает эта литература для своего народа новые представления о бытии и о мире? Потому что советская литература – это литература периода, который предложил миру асимметричную, другую, альтернативную историю, насильную, через рычаг, через лаву, который пытался оформить этот патетический и как раз неудавшийся порыв, ставил перед собой грандиозную задачу, и как бы ее ни шаржировали, ни превращали в литературу маразма, это была огромная задача. И он справился с этой задачей, и лучшие произведения Советов – а я к ним отношу и Пастернака, и Ахматову, и Мандельштама убитого – это все советский опыт. И тот же Заболоцкий с его тюремными стихами и Даниил Андреев с его стихами о Владимирском централе – это все равно советский опыт. Так что, я думаю, русская культура не может умереть, и каждая эпоха русской культуры – золотая. Просто сегодняшний литературный процесс оборван. Нет литературного поля, нет культурной среды, а есть отдельно взятые художники. Но если посмотреть, что на этом поле творится, – все и сейчас очень сильно, интересно, ярко. Некому просто это все осмыслить, собрать эти жемчужины.
 
От многих современных писателей возникает депрессивное чувство...

– От мира в целом возникает депрессивное ощущение. Мир депрессивен, мир не лучезарен. И многие художники, не только литераторы, идут навстречу этому депрессивному миру – с цинизмом, с еще большей депрессией. Вся эта ирония, которая есть в моих романах и статьях, – это реакция на депрессивность мира. Светлые мгновения миновали и еще не наступили. Если бы возникло серьезное сопротивление этому депрессивному миру, то тогда появилась бы реальная литература сопротивления, литература восстания. Пока что этого нет, поэтому гниение охватило всех и вся, в том числе и художников. Просто обычно у человека это гниение происходит на бытовом уровне, на уровне распада физиологического, а художник этот распад оформляет эстетически. Поэтому его мир – это эстетика распада. Но все-таки эстетика.

Эйнштейн говорил, что, когда у него депрессия, он перечитывает "Братьев Карамазовых" и ему сразу хочется жить и работать…

– Я думаю, что Эйнштейн, когда у него наступала депрессия, высовывал язык и показывал его репортерам. Это тоже такой высший эпатаж. Знаменитая фотография Эйнштейна с высунутым языком – это фотография дегенерата. "Я вовсе не гений, – как бы говорит он, – я идиот слюнявый, сумасшедший – вот кто я". В этот момент, я думаю, он спасался от депрессии, своей собственной и мировой депрессии, а что он там в "Карамазовых" читал, я не знаю. Я думаю, что "Братья Карамазовы" – это очень мрачный роман. Из "Братьев Карамазовых" очень трудно придти к свету. Потому что кто там светел? Там один Алеша указывает нам путь возможного спасения…

А старец Зосима?

– Ну, это и есть Алеша по существу. А все остальные персонажи – это чудовища. Все абсолютно. Оба брата, Смердяков да и все женщины. Хотя, конечно, у Достоевского такие энергоемкие тексты, что когда прикасаешься к этой энергии, она тебя пропитывает насквозь… Неизвестно, какого знака эта энергия…



Журнал "Элита Общества"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 25 Октября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100