Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Специализированные издания > Молодежь как аудитории СМИ


Молодежь как аудитории СМИ


Автор: Юлия Володина
Источник: "Курьер печати" - N39 (6-12 октября 2006)

Молодые, как известно, – это наше будущее, в том числе и будущее многих журналов и газет. Однако привлечь к чему-либо молодых бунтарей во все времена было довольно сложно, а в наш век высоких цифровых технологий, говорят, это вообще стало невозможным. Существует определенный миф – молодежь смотрит телевизор и мало читает. А регионы вообще страдают отсутствием культуры чтения как таковой.
 
Статистические исследования TNS Gallup Media, озвученные Дмитрием Колесовым, руководителем отдела регионального развития компании, на международной выставке-конференции "Издательский бизнес/Publishing Expo – 2006", организованной Гильдией издателей периодической печати (ГИПП), позволяют сформировать правильное представление об аудитории молодежных изданий, а знание поведенческих особенностей и психологии молодых людей поможет спланировать грамотную кампанию по привлечению этой аудитории.
 
Предисловие
Термином "молодежные издания" определяются печатные издания, предназначенные для молодежной аудитории. "Молодежная аудитория" – молодые люди в возрасте 12–20 лет.
 
Affinity Index (индекс соответствия целевой группы) показывает, во сколько раз доля целевой группы в аудитории издания отличается от доли целевой группы среди населения в целом. Индекс показывает, какие издания предпочитает та или иная аудитория, насколько ярко она выражена среди читателей вообще. Индекс больше 100 говорит о том, что целевая группа сконцентрирована в аудитории издания.
 
Данные по чтению молодежной прессы получены компанией TNS Gallup Media в рамках проекта NRS (National Readership Survey – досл. "обзор национальных читателей") который стартовал в Москве в 1998 году. На сегодняшний день в Москве в опросе принимают участие более 45 тыс. респондентов в год, в Санкт-Петербурге – 8 тыс. человек в год. Ключевым проектом по исследованиям национальной аудитории является NRS-Россия, выборка в 129 городах составляет более 110 тыс. человек. Данные предоставляются по Москве и Санкт-Петербургу ежемесячно, по NRS-Россия – четыре раза в год.
 
Неутешительные прогнозы
В соответствии с переписью населения 2002 и 2005 годов, по состоянию на 2006 год среди общего населения России количество людей в возрасте 60 лет невелико, что исторически связано с Великой Отечественной войной. Основу населения составляют молодые люди в возрасте 10–20 лет с явным преобладанием женщин. Эти данные справедливы как для Москвы, так и для других городов России. Это и есть та аудитория, с которой работают молодежные издания.
 
Однако, по прогнозу Госкомстата, к 2016 году количество молодых значительно уменьшится, причем это касается как женщин, так и мужчин. Это говорит о том, что та аудитория, которую сегодня имеют молодежные издания, далеко не всегда будет такой, как сегодня, и издателям и рекламодателям прежде всего необходимо помнить, что совсем скоро потенциальных потребителей медиапродукции станет меньше.
 
Молодежь и пресса. Москва
Издания 
На сегодняшний день лидером среди ежемесячных молодежных изданий в Москве является журнал "Молоток" (ИД "Коммерсантъ"), среди еженедельных – журнал YES! ("Индепендент Медиа"). Особого внимания заслуживают YES! и COOL Girl ("Бурда"). Запущенные в 1997–98 году, они до сих пор остаются в числе лидеров. Аудитория журнала YES! составляет по России около 500 тыс. человек (0,9% населения страны), по Москве – около 350 тыс. (3,6% населения города). Показатели по Москве и по России сильно отличаются. Это доказывает тот факт, что львиная доля читателей молодежных изданий находится в Москве.
 
Рекламодатели 
Очевидно, что лидирующие места среди рекламодателей в молодежной прессе удерживают парфюмерные и косметические марки (например, L`Oreal и Procter&Gamble), услуги сотовой связи (например, Nikita, Infon), которые являются профильными для этих изданий – молодежь обращает внимание на подобные рубрики. На первый взгляд удивительно, что довольно почетное шестое место удерживает телевизионная реклама (например, "MTV-Россия"), однако этот факт свидетельствует о тенденции 2005–2006 годов, когда телевидение начало активно заниматься внеэфирными промо-акциями.
 
По данным Gallup AdFact, топ-10 "молодежных" рекламодателей распределяют свой рекламный бюджет по разным СМИ следующим образом. Два игрока телевидение не задействуют вовсе – это, по понятным причинам, "Дикая орхидея" и компания Dr.&Alex, однако при этом существенна доля прессы – больше 80% у Dr.&Alex. Остальные рекламодатели больше ориентированы на телевидение, т. к. профиль продаж многих из них рассчитан на стимулирование мгновенной покупки (в частности, продажа услуг сотовой связи, например, Infon).
 
Аудитория 
В целом аудитория молодежных изданий колеблется от 1 до 2,5% населения Москвы. Молодые москвичи в возрасте 12–20 лет читают в среднем по два издания. Чем старше человек становится, тем быстрее уменьшается количество читаемых изданий: в период 12–14 лет человек читает три издания, 15–17 – уже два, 18–20 – в лучшем случае одно. Такая же тенденция наблюдается и в регионах России. Это очень показательная характеристика для молодежной прессы, в этом отношении отличающая ее от телевидения.
 
Уникальным явлением в этом смысле можно считать журнал "Дом-2" – популярность этого журнала наиболее высока у аудитории 18–20. Целевая аудитория телепередачи "Дом-2" – женщина 25–30 лет, для журнала она повторяется практически полностью – кто телепрограмму смотрит, тот и читает.
 
Темы, на которые обращают внимание молодые люди, с возрастом меняются. В возрасте 16–17 наиболее читаемыми рубриками являются музыкальные, о моде и кино, у людей постарше (18–20 лет) на первое место выходит тема кино и им становится интереснее жизнь знаменитостей. Очень высок интерес к компьютерам и, соответственно, довольно велика молодежная аудитория у, казалось бы, далеко не профильных журналов, которые посвящены компьютерной тематике.
 
Что касается досуга молодых людей, то использование компьютера и Интернета существенно превышает показатели остальных вариантов времяпрепровождения. Компьютером пользуются около 62% молодежи. Несмотря на то, что в регионах это недостижимый показатель, динамика там тоже положительная. Молодые люди ходят в кино и на дискотеки, посещают салоны красоты. Логично, что популярность салонов увеличивается с возрастом – в молодые годы на это просто нет денег.
 
Динамика аудитории молодежной прессы может быть как очень стабильной, так и резкой в связи с внешними воздействиями. Например, после смены названия журналом "YES! Звезды" количество читателей уменьшилось в три раза – за период с сентября 2004 по октябрь 2006 года с 340 тыс. до 110 тыс. человек. Данный факт необходимо учитывать любому издателю, когда планируется перепозиционировать проект или просто поменять название – это существенно влияет на размер аудитории.
 
Кто является "самым профильным" читателем той или иной группы печатных изданий? В случае с молодежной прессой возникает извечный вопрос – "что первично: курица или яйцо?". Известно, что подавляющее большинство молодежных изданий ориентированы прежде всего на девушек. Соответственно, большую часть читателей молодежной прессы составляют именно они. Однако и по мужчинам есть вполне ярко выраженная характеристика (Affinity Index = 2,5), однако при этом их центр тяжести чтения смещен – они не читают глянцевые журналы и журналы о знаменитостях, а увлекаются компьютерными изданиями. Наиболее "мужской" журнал из профильных – "Молоток". Неудивительно, что читателями молодежной прессы являются прежде всего студенты и домохозяйки.
 
Наиболее "молодежным" из всех молодежных изданий является журнал Bravo – люди в возрасте 15–20 лет составляют почти половину аудитории одного номера. У журналов Seventeen и Oops! немного поменьше – 38 и 35% соответственно. Наименее "молодежен" журнал "Дом-2".
 
Если сравнить молодежные издания с "семейными", выходящими два раза в неделю, наблюдается интересная картина: аудитория молодежи у журналов "Компьютерра", "Страна игр" и Upgrade составляет около 20, 50 (!) и 15% соответственно. У компьютерных изданий, у которых на первый взгляд не молодежная аудитория, аудитория молодых может достигать 50%.
 
Что касается "семейных" изданий, выходящих раз в месяц, среди лидеров по числу молодежной аудитории вновь компьютерные журналы: "Игромания" (около 55%), "PC Игры" (около 60%) и Game.exe (около 50%).
 
Уровень лояльности (люди, которые читают каждый или почти каждый номер издания) среди молодых читателей довольно высок, в процентном выражении у некоторых изданий она доходит до 40% (например, журнал "Дом-2").
 
Молодежь и пресса. Регионы
Издания 
Общая с центральным регионом тенденция уменьшения чтения с возрастом наблюдается и по регионам, однако если в Москве один молодой человек читает одно-три издания, то по регионам – не более двух. Предпочтения по чтению здесь тоже иные – если в Москве безусловным лидером является журнал YES!, то в регионах он занимает лишь вторую и третью строчку в рейтинге. Наиболее популярны журналы COOL Girl, Oops! и "Молоток".
 
Аудитория 
Тематические предпочтения по регионам также отличаются от московских. На топовые позиции здесь выходят мода и музыка и появляются юмор и анекдоты, а вот светская хроника и жизнь знаменитостей интересуют региональных читателей меньше.
 
Портрет читателя молодежной прессы по России совпадает с данными по Москве. Единственное отличие – среди читателей больше студентов (Affinity Index = 4,08 против 3.8).
 
Досуг молодые люди в регионах проводят почти так же, как и в Москве. Они так же ходят в кино, посещают дискотеки и спортклубы. Серьезное отличие – степень проникновения компьютера еще не так высока (Интернетом пользуются только 16% в отличие от 69% в Москве). Однако несмотря на это, общие тенденции пользования компьютером и Сетью такие же. В этом смысле Infon как один из ключевых рекламодателей для молодежных журналов, в том числе и по регионам, правильно нашел свою нишу. Использование SMS, MMS, приобретение логотипов и мелодий звонка здесь крайне популярно.
 
Интересно отследить распределение читательской аудитории по населенным пунктам. Например, 40% читателей журнала YES! живут в Москве, поэтому у издания очень высокие показатели по Москве и совсем не такие высокие по России. Журнал "Хулиган" еще более "столицеориентирован" – 50% его аудитории составляют москвичи. Данный факт следует учесть издателям этих журналов, когда они начнут кампанию по привлечению аудитории – ставку необходимо делать на регионы.
 
Что касается приверженности молодых людей к чтению "непрофильных" журналов, в частности, компьютерных, то лидерство по регионам удерживают те же еженедельные "Страна игр", "Компьютера" и Upgrade, причем процент молодежной аудитории среди читателей "Стран игр" выше, чем по Москве (57%), и ежемесячные "Игромания", "PC Игры", Game.exe.
 
А вот лояльность региональных читателей существенно ниже – в среднем около 15% аудитории издания по сравнению с московскими 25%.
 
Молодежь на ТВ. Россия
Аудитория 
Когда мы говорим о телевизионных предпочтениях молодых, то группу с возрастным диапазоном 12–20 лет следует разделить на три подгруппы: 12–15 лет (дети), 16–17 (подростки) и 18–20 (молодежь).
 
Дети смотрят в основном мультфильмы (лидер – "Ледниковый период"); за счет того, что телесмотрение является процессом семейным, в топ-список попадают некоторые фильмы и сериалы (например, "Не родись красивой" и "Терминатор").
 
Мультфильмов смотрит намного меньше аудитория 16–17 лет и совсем не смотрит аудитория 18–20.
 
Очень важно понимать, что молодежь смотрит телевизор гораздо меньше (!) остальных возрастных групп. В этом основное отличие телевидения от прессы. Необходимо поставить в известность рекламодателей и еще об одном важном факте: ярко выраженной сезонности (когда, например, летом идет спад, а осенью – рост) в телесмотрении у молодежи в целом не наблюдается, а у аудитории 12–15 ее просто нет – такое впечатление, что летом во время каникул они находятся перед телевизором постоянно.
 
Рекламодатели 
На наиболее "молодежных" каналах, таких как TNT и MTV, первая десятка рекламируемых марок создают впечатление, что все, что нужно нашей молодежи, – это попить пива (эта категория занимает лидирующую позицию), скачать что-нибудь на сотовый телефон ("Билайн", МТС) и съесть батончик (Snickers).
 
Выводы
1. По прогнозу Госкомстата, через десять лет (к 2016 году) количество людей в возрасте 12–20 лет уменьшится в полтора-два раза. Нам грозит некий демографический провал, т. е. самих потребителей продукции станет меньше.
 
2. Молодым интересно читать о моде, музыке, кино, знаменитостях и компьютерах. Эта тенденция характерна как для Москвы, так и для регионов.
 
3. Телесмотрение молодых существенно меньше, чем всего населения. Это на сегодня главное преимущество прессы, которое можно использовать в работе с рекламодателями.
 

4. Сезонность просмотра ТВ для разных целевых групп принципиально разная




Журнал "Курьер печати"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 12 Октября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100