Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Специализированные издания > Ансамбль центральных площадей


Ансамбль центральных площадей


Источник: "СФЕРА Нефтегаз" (спецвыпуск к выставке "Нефтегаз" 2006)

Медный всадник: надпись на пьедестале
Надпись на камне сделана самая простая: Петру Первому Екатерина Вторая, Лета 1762-го.

Это, конечно, было счастливое совпадение: Петру Первому – Екатерина Вторая. Порядковый номер царствующего имени вполне отражал и династическую иерархию, и политические амбиции Екатерины II. Екатерина Вторая, но не вторая после Екатерины Первой – безродной Марты Скавронской, ливонской пленницы, по случаю оказавшейся на русском престоле. Нет вторая, после великого монарха, античного героя нового времени, сдвинувшего материк русской истории в сторону Европы. И в этой истории не имели значения ни Екатерина Первая, ни московский царь Петр Второй, ни наложница герцога курляндского Анна Иоановна, ни малолетний шлиссельбуржец Иван Антонович, ни императрица Елизавета, ни, наконец, голштинский солдафон Петр Третий. Великий смысл государственного развития сводился к математической ясной формуле: Петру Первому – Екатерина Вторая. Это следовало внедрить в сознание, как современников, так и потомков.

Попытки сделать лаконичную надпись предпринимали многие: от Ломоносова и Сумарокова до самого Дидро и Фальконе. Однако высшей степени лапидарности достигла все-таки сама императрица. Когда Фальконе предложил "Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая" Екатерина вычеркнула "воздвигла" и тем самым осуществила свой сокровенный замысел. "Петру Первому Екатерина Вторая" и тоже самое по латыни: "Petro Primo Catharina Secunda".
 
Медный всадник: Гром-камень
Изначальная идея Фальконе – вознести конную статую на пьедестал в виде каменной горы – не предполагала для этой цели единого камня. Об этом можно было только мечтать. Фальконе разработал эскиз скалы, составленную из отдельных каменных блоков. В 1767 году на поиски камня была снаряжена специальная экспедиция. Однако поиск результатов не дал: либо камни были мелкие, либо находились они в таких местах, откуда достатка была невозможной.

Только через год, с помощью Семена Вешнякова, давнего поставщика строительного камня для нужд Петербурга, была обнаружена гранитная глыба, в незапамятные времена расколотая молнией и поэтому звавшаяся в народе Гром-камнем.

Началась двухлетняя эпопея обработки и доставки гигантской скалы в Петербург. Для этого надо было освободить ее от зелени, убедившись при этом, что камень ограничен в размерах, то есть не является составляющей какого-то необъятного монолита. Затем к заливу провели широкую просеку, по которой при помощи хитроумного приспособления с бронзовыми шарами деревянных, обитых медью желобах и сложной системы блоков камень доставили к берегу. Здесь его перегрузили на специально построенное судно и под пристальным вниманием всего города в сентябре 1770 года благополучно доставили к Сенатской площади и успешно выгрузили на берег. По случаю счастливого завершения этой операции выбили специальную медаль, на лицевой стороне которой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие, выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: "Дерзновению подобно". 
 
Позади паиятника Петру I возвышается одно из самых грандиозных сооружений Петербурга - Исаакиевский собор. Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году, в честь своего святого покровителя – Иссакия Далматского. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.

После смерти Петра Великого не раз предпринимались попытки перестроить церковь, все менее и менее гармонировавшую с парадным обликом центра Петербурга. Но все эти попытки не увенчались успехом. В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. В конкурсе победил молодой французский архитектор Огюст Монферран. Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект.

Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался.
Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101,52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может вместить до 12000 человек.

Удивительно, но в трагические дни блокады, Исаакиевский собор остался целым и невредимым – прекрасно видное отовсюду здание. Немецкие артиллеристы пользовались куполом собора как ориентиром и постарались сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки, Исаакиевский собор ни разу не подвергался прямому артобстрелу.

К востоку от Исаакиевского собора находится один из формирующих элементов Сенатской площади – Конногвардейский манеж, построенный в 1804–1807 годах архитектором Кварнеги. Центральный фасад Манежа украшает восьмиколонный портик скупого, почти сурового дорического ордера, с таким изяществом поставленный на широкие ступени, что только одна расстановка колонн придает зданию одновременно и праздничную пышность и античное благородство. Ступени Манежа украшают копии знаменитых античных Диоскуров в Риме. Судьба петербургских копий мифических близнецов, олицетворяющих братскую любовь и преданность, сложилась драматически. В 1840 году капитул Исаакиевского собора счел кощунственным присутствие статуй обнаженных языческих богов в виду христианского храма. Мраморные скульптуры сняли и установили на пилонах ворот в Конногвардейские казармы позади Манежа. На свое историческое место Диоскуры были возвращены в 1954 году.

Царские особы были постоянными посетителями Манежа. Существовала даже легенда о подземном ходе из Зимнего дворца в Манеж. Высота туннеля якобы позволяла верхом на коне, не выходя наружу, ездить из царской резиденции в Манеж и обратно.

К середине 1820-х годов восточная сторона Сенатской площади была уже сформирована. В то же время на ее западной стороне стояли два дома – один принадлежал купчихе Кусовниковой, в другом размещался Сенат.

Оба здания, ни размерами своими, ни оформлением уже не соответствовали  гигантскому пространству площади. В 1829–1834 годах Росси перестраивает их, приспособив для размещения двух правительственных учреждений – Сената и Синода. Два отдельно стоящих здания объединены торжественной аркой над Галерной улицей. Арка символизировала единство церкви и государства.

Здания Сената и Синода стали последним крупным произведением архитектора К. Росси. Говорили, что "русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода".

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания – статуи гениев и группа "Правосудие и благочестие", венчающая арку, – созданы известными скульпторами того времени С. С. и Н. С. Пименовыми, В. Демут-Малиновским, С. Соколовым.

С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

При значительной протяженности зданий Сената и Синода К. Росси довел их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Государственные и церковные чиновники, разместившиеся в зданиях Сената и Синода, были печально известны своей коррумпированностью. Благодаря блестящему архитектурному решению К. Росси очень скоро родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Создание грандиозного ансамбля Дворцовой площади, которая со стороны Мойки была застроена обывательскими домами, К. И. Росси завершает в 1819–1829 годах. На месте жилых домов он возводит два протяженных здания для размещения Главного штаба и двух министерств – иностранных дел и финансов. Оба здания объединены аркой, которой зодчий придал триумфальных вид – колесница Победы и фигуры воинов над ней олицетворяли славу России, победившей в войне 1812 года.

Арка Главного Штаба - центральная и самая выразительная часть здания. Она украшена богатым скульптурным декором: статуи воинов, композиции из оружия и военных доспехов, летящие женские фигуры, символизирующие воинские Славы. Все статуи изготовлены из листовой меди. Здание венчает огромная колесница богини Победы, запряженная шестеркой коней, весом 80 тонн, шириной 15 и высотой 10 метров.
Когда строительство Арки завершилось, Николай I, согласно легенде, будто бы сказал архитектору: "Иностранные специалисты думают, что Арка должна упасть". Росси поднялся на Арку и, как утверждает легенда, оттуда сказала императору: "Если она упадет, я готов упасть вместе с нею".

В ленинградском фольклоре Арка Главного штаба известна как "Революционная подворотня". Из романтических фильмов о революции хорошо известно, что на штурм Зимнего дворца вооруженные матросы рванулись из-под нее.  



Журнал "СФЕРА Нефтегаз"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 26 Июня 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100