Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Мальтийский орден в России: история и самозванцы


Мальтийский орден в России: история и самозванцы


Автор: Наталия Михальченко
Источник: "Эхо планеты" - N24 (9 - 15 июня 2006)

Следы пребывания в России Ордена святого Иоанна Иерусалимского, широко известного под названием Мальтийский орден, обнаруживаются порой самым неожиданным образом. Выяснилось, например, что тень мальтийского креста падает на историю дуэли А.С.Пушкина. Новую версию, связанную с ее причинами, изложил на конференции литературовед Михаил Сафонов. Ключ к ней исследователь обнаружил в хорошо известном пасквиле, который получил поэт незадолго до гибели. Переводя текст, написанный на французском языке, ученый обнаружил, что его автор хорошо знал терминологию мальтийцев и жизнь католической церкви, а кроме того, был человеком русским, так как писал французский текст по русским калькам. Эти три фактора сузили круг потенциальных авторов пасквиля, исключив из него Геккерена, которого принято считать автором строк, смертельно оскорбивших Пушкина. Кроме того, версия Сафонова отводит подозрения в неверности, а как следствие — и причине дуэли, от жены поэта, красавицы Натали. В переводе Сафонова Пушкин назван не магистром ордена Рогоносцев, а магистром ордена неверных супругов. Исследователь считает, что автор пасквиля мог подразумевать неверность самого поэта, а не его жены.

С российскими страницами Мальтийского ордена связано и совсем недавнее событие: прибытие в нашу страну древних христианских святынь — десной руки Иоанна Крестителя, которой он, по преданию, крестил Христа, чудотворной иконы Божией Матери Филермо и части древа животворящего Креста Господня. Монахи-иоанниты пожаловали их Павлу I в ответ на его милости к Мальтийскому ордену и в знак благодеяния и покорности перед новым Великим магистром. Святыни хранились в ордене с глубокой древности. К церемонии их передачи Павел I приурочил свадьбы двух своих дочерей — Елены и Александры — 12 и 19 октября 1799 года. Сам он присутствовал на бракосочетании в полном облачении Великого магистра, а мальтийскими святынями благословил дочерей.

Реликвии были достоянием царской семьи до 1919 года, когда русские офицеры вывезли их за границу. В советское время они считались утраченными, но в 1993 году были обнаружены в Цетинском монастыре в Черногории.

В условиях революционного брожения, охватившего Европу, Павел I видел в ордене основное средство противодействия распространению крамольных идей и усиления рыцарского духа. К мальтийским рыцарям он питал особое чувство, а "История Ордена святого Иоанна Иерусалимского" аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. И вполне закономерно, что, когда под ударами наполеоновской армии цитадель рыцарей на острове Мальта рухнула, русский император предоставил им политическое убежище в России.

Понять радикальность этого шага позволяет взгляд в глубину веков, в историю Великой схизмы 1054 года, разделившей христианский мир на католический и православный. Тогда состоялся "обмен проклятиями" между Константинополем, где располагался Вселенский патриарх, и Римом, где находился Папа. Преодолеть Великую схизму католики и схизматики, как называют на западе православных, не могли. Для Павла же это оказалось легко и просто. Оставаясь православным царем, он принял титул Великого магистра Мальтийского ордена и внес его символ — восьмиконечный белый крест — в герб Российской империи. Мальтийский крест стал также высшей наградой для российских вельмож, носивших его выше всех других орденов и знаков отличия. Павел создал в России два подразделения Мальтийского ордена — Великое российское католическое Приорство и Приорство для российских дворян православного и иных христианских исповеданий.

Кто-то из современных исследователей склонен видеть в этом поступке Павла I взбалмошность эксцентричного потомка великой государыни Екатерины II, а кто-то — гениальность реформатора, непонятого своей эпохой. Неоднозначно поступок русского царя оценила и католическая церковь. С точки зрения ее бюрократии, провозглашение женатого некатолика главой католического монашеского ордена было недействительным, и потому не было признано Святым Престолом, что являлось тогда необходимым условием легитимности. И хотя многие рыцари и ряд правительств Европы нового Великого магистра признали, в официальной истории Мальтийского ордена Павел I рассматривается в этом титуле "де факто", но не "де юре".

Российский период истории Мальтийского ордена оказался недолгим. Через четыре дня после убийства Павла I новый император опубликовал манифест, в котором заверил, что "первый подвиг Нашего покровительства будет содействие к избранию нового Великого магистра, достойного предводительствовать Орденом и восстановить оный в древнее его состояние".

Александр I никогда не пытался стать Великим Магистром ордена. На этот пост оба Великие Российские Приорства представили Папе Римскому четырех кандидатов. Свой выбор папа Пий VII остановил на итальянце Фра Томмази и 9 февраля 1803 года провозгласил его Великим магистром. Священный Совет ордена, который уже собрался не в Санкт-Петербурге, а в Мессине, признал избрание законным и постановил отправить Томмази магистерские регалии и общеорденские архивы. В 1810 году Александр I конфисковал имущество Приоратов и обрек их на угасание. А 1817-м Суверенный орден Святого Иоанна Иерусалимского в России был объявлен несуществующим.
 
Но на этом его история, полная тайн и загадок, не закончилась. До сих пор она дарит исследователям новые отрытия. Одно из недавних связано с Приоратским дворцом, который Павел решил построить в своей любимой Гатчине для приора. На любого, кто его видит, дворец, возведенный в 1799 году архитектором Львовым из глинобитных кирпичей (приор так и не посетил его ни разу), производит завораживающее впечатление, которое долго не поддавалось никакому объяснению. Причину столь сильного эмоционального воздействия попыталась понять автор проекта реставрации дворца Ирина Любарова.

Любопытная деталь: гатчинское чудо абсолютно ассиметрично, однако воспринимается глазом как гармоничный архитектурный ансамбль. Ключ к загадке гармонии ассиметричных форм Ирина Любарова нашла в "автографе" Николая Львова, который он оставлял на фасадах всех своих творений: это сочетание двух квадратных окон с полукруглым в середине. Пропорции этих окон везде одинаковы и содержат все элементы Золотого сечения (кстати, термин, введенный Леонардо да Винчи), соединяющего в гармонии различные архитектурные детали.
 
Увы, возрождение другой реликвии — органа в Мальтийской капелле Воронцовского дворца, к открытиям не привела. Наоборот, опечалила исследователей. Некогда изготовленный лучшими органными мастерами фирмы "Уолкер", он потерял былую красоту звучания и отчасти — из-за реставраторов, которые опрометчиво заменили оригинальные воздуховодные пути на новые, другого принципа действия. К слову сказать, некоторые знатоки органного искусства образно называют Петербург "органной Атлантидой". И не случайно. В дореволюционной России было более 2,5 тысячи органов, в одном только Петербурге — 50 и еще столько же в пригородах, а сейчас их не насчитать и сотни по всей стране. Заметим, что этот вид музыкального искусства, характерный для католицизма, получил распространение в России тоже благодаря мальтийским рыцарям.
 
Неожиданное развитие история Мальтийского ордена получила в новой России. Это произошло почти в то же время, когда многие наши соотечественники, в силу понятных причин боявшиеся прежде заглянуть в собственную родословную, начали вдруг восстанавливать забытые дворянские, графские, княжеские титулы. Это повальное увлечение поиском "корней" не обошло и "наследников" рыцарей Мальтийского ордена. В результате появилось множество "самозванцев" — групп и сообществ, использующих его название и символику, не имея на то никаких прав. Об этом рассказал мне полномочный посол Суверенного Мальтийского ордена в России Петер Канизиус фон Канизиус. Вместе с тем мой уважаемый собеседник особо подчеркнул что в соответствии с правилами, членство в ордене не передается по наследству и не может быть куплено. В рыцари можно быть только посвященным. Но это — право только истинного, полномочного ордена. В России же оба Великие Приорства и с ними Державный орден святого Иоанна Иерусалимского прекратили свое существование еще в 1817 году, а не в 1917 году, как утверждают некоторые исследователи, и никогда не были восстановлены. Поэтому недавние посвящения в рыцари, состоявшиеся, в частности, в Санкт-Петербурге и получившие широкую огласку, можно считать фальсифицированными и не имеющими законной силы. Использовать традиционную эмблему — Мальтийский крест могут только четыре некатолических Ордена святого Иоанна, объединившиеся в 1961 году в Союз Орденов Иоаннитов. Кстати, один из них возглавляет королева Британии Елизавета II.

Самозванные "ордена Святого Иоанна", по мнению посла, наносят огромный ущерб доброму имени и престижу Суверенного Мальтийского ордена, в деятельности которого большое место занимает благотворительность, используют в собственных целях его статус субъекта международного права, вводят в заблуждение и обманывают общественность, незнакомую с действительным положением дел. Именно это побудило Суверенный Мальтийский орден основать "Комитет по фальшивым орденам". Сейчас известно восемь таких "самозванцев", действующих в России, Украине, Эстонии, Молдавии. Временами они меняют свои названия или местонахождение, внося таким образом еще большую неразбериху в пеструю картину "незаконных орденов".

С разоблачением самозванцев Петер Канизиус фон Канизиус выступил и на научной конференции в Приоратском дворце. Среди ее докладчиков представителей "фальшивых орденов" не оказалось: российские историки более склонны выступать как независимые наблюдатели, нежели участники событий. Поэтому с господином Канизиусом никто не спорил. Правда, представленный в зале фоторепортаж о недавнем посвящении в "мальтийские рыцари" в Петербурге организаторы конференции поспешили убрать.



Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 22 Июня 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100