– Первый, традиционный, вопрос: как Вы пришли к вере? Вы помните, как в первый
раз пришли в храм?
– Впервые меня принесли в храм на седьмой день от моего рождения, чтобы крестить.
И с этого момента моя духовная связь с Церковью никогда не прерывалась. Все мое
детство было связано с храмом, поэтому нельзя сказать, как я пришел к вере – я
вырос в вере. В своем сознании я себя никогда не отделял от Церкви. Помню, когда
мне было семь лет, старший брат и мама взяли меня с собой в Троице-Сергиеву Лавру.
А где-то с одиннадцати-двенадцати лет я ездил в Лавру уже самостоятельно.
– Что повлияло на Ваше решение стать священником, связать свою жизнь с Церковью?
– У меня с детства было желание стать священником. Помню, как, придя домой после
богослужения, мы с младшим братом – он сейчас архиепископ Тобольский и Тюменский
– повторяли все, что видели и слышали в храме. Пели по очереди: то он на клиросе,
то я. У нас мамин платок был вместо ризы, самодельное кадило, и мы ходили с ним
по дому – совершали каждение. В Лавре, когда мне было лет двенадцать, архимандрит
Кирилл (Павлов) подарил мне служебник. А мой в те года духовник, архимандрит Тихон
(Агриков), на мое обращение к нему: "помолитесь, батюшка, чтобы Господь помог
мне вырасти хорошим", сказал: "До 14 лет прочитай четыре раза все Четвероевангелие,
и Господь поможет". Я так и поступил.
Еще одним важным фактором считаю постоянное общение с верующими людьми. У нас
дома часто останавливались люди, ехавшие в Лавру со всей России. Обычно они приезжали
в Москву, в Патриархию со своими проблемами. Останавливаясь у нас на ночь, рассказывали
о своих злоключениях и нелегкой жизни. И я, тогда еще ребенок, слушал о гонениях
на Церковь, о притеснениях верующих и о мужестве, с каким люди защищали храмы
и монастыри от закрытия, и думал, что, когда вырасту, обязательно буду помогать
этим страдающим людям, буду, как они, сохранять православную веру.
– Правильно понимаем, что Вас воспитывали в вере?
– У нас в семье все верующие: нас четыре брата, и все мы служим в Церкви.
– А Ваши родители тоже были священнослужителями?
– Нет, никто в родстве в прошлом не были священнослужителями. Но в детстве рядом
с нами жили две монахини. Они были пострижены еще до революции, а т.к. в те годы
почти все монастыри были закрыты, они были вынуждены жить в миру, как обычные
люди, только сохраняя монашеские обеты. Мы часто бывали у них. Они угощали нас
чаем с сухариками или баранками и рассказывали нам истории из жизни святых. Мы
видели в этих рассказах силу веры. Эта сила подвига святых укрепляла их, и они
передали нам эту веру. Это было просто удивительно! Монахини были очень грамотными,
образованными. Дома у них на всех стенах – иконы, и было много духовной литературы,
они часто давали нам читать свои книги, этим привили нам усердие и к чтению.
– А в школе как относились к Вашей вере?
– По-разному. Конечно, надсмехались: вот он крестик носит, вот он ходит в церковь.
Но при этом одноклассники относились ко мне хорошо, у меня было много друзей в
школе. Одноклассники не обращали внимания на то, что мы ходили в Храм. Был у нас
в школе интересный случай. Когда мой старший брат поступал в семинарию, то на
него оказывалось очень сильное давление. Ему рекомендовали поступать в институт,
предлагали хорошую работу, говорили, что скоро все храмы закроют. Но он свой выбор
уже сделал. Тогда вызвали на общешкольной линейке второго моего брата. Он на три
года старше меня: я учился тогда в третьем классе, а он – в шестом. На линейке
перед всей школой директор сказал: "У этого школьника в семье большая трагедия
– его брат поступил в Тимирязевскую академию". Все как засмеются! Он спрашивает:
"Почему смеетесь? Он там на попа учится!" Директор перепутал Духовную академию
с Тимирязевской.
Что касается меня, то Господь так устроил, что мой классный руководитель – его
звали Дмитрий Михайлович Богородский – был верующим человеком, хотя и партийным.
Он всегда маму предупреждал: "Завтра ваши пускай в школу не приходят, будут принимать
в пионеры".
– Значит, Вы не были пионером?
– Не был ни пионером, ни комсомольцем.
– А как к этому в школе относились?
– Вызывали родителей на педсовет. Но при этом сами пионеры не очень-то дорожили
своим званием. Поэтому ко мне ребята относились хорошо, понимали меня, говорили:
"Молодец, что так твердо стоишь на этой позиции". А руководство школы смирилось.
Дмитрии Михайлович нас всегда защищал. Когда на педсовете начинали поднимать вопрос
о том, что такой-то – не пионер, он говорил: "А что, разве плохо учится?" – и
все вопросы снимались.
– А вас отговаривали идти в семинарию?
– Нет. Дело в том, что когда я поступал в семинарию, то к этому отнеслись проще,
потому что я был третьим из нашей семьи.
– В чем заключается Ваше служение в должности Управляющего делами?
– Вопросы, которые мне приходится решать, относятся к внутрицерковной жизни,
они связаны с организацией деятельности епархий и приходов, взаимодействием Патриарха
и Синода с епархиями, содействием Патриарху в управлении Церковью. В круг моих
обязанностей входит организация межепархиальных и общецерковных мероприятий. Управляющий
делами – это помощник Патриарха.
– А кем для Вас является Патриарх? Он для Вас просто начальник, учитель, или
наставник?
– Во-первых, в Церкви отношения строятся не на административных началах, то
есть я – начальник, а ты – подчиненный. Патриарх является главой всей Церкви,
духовным отцом для всех принадлежащих к Церкви. Поэтому, в первую очередь, Святейший
Патриарх для меня является духовным отцом, духовным лидером. Само служение Патриарха
в Церкви особое: он молитвенник и печальник за всю страну и живущих в ней людей.
На нем лежит большая ответственность перед Богом за спасение людей, и вместе с
тем он является заступником за народ перед властью. Вот, например, в прошлом году,
когда вводили закон о монетизации льгот, Патриарх первый заступился за пенсионеров.
Ведь Церковь состоит из людей, и большей частью к ней принадлежат те самые пенсионеры,
рабочие, учителя, врачи... Eстественно, когда у народа осложняется жизнь, Патриарх,
как печальник Земли Русской, заступается за них. В этом Святейший для нас является
примером.
– Вы у него учитесь?
– Конечно, мы все смотрим на Его Святейшество и учимся, как поступать. Патриарх
имеет большой духовный и жизненный опыт.
– Во сколько начинается Ваш рабочий день? И в каком часу Вы встаете?
– Рабочий день у меня начинается в машине, с телефонных звонков. А встаю я в
зависимости от потребности, чтобы вовремя быть на работе или на службе в храме.
Обычно мой день начинается с молитвы.
– А как заканчивается Ваш рабочий день?
– Я приезжаю домой, примерно, в 9-10 часов вечера. Обычно сначала смотрю новости,
а потом либо возьму книгу почитаю, либо включаю компьютер и работаю, а часто бывает
– привожу с собой письма или какие-либо документы и их просматриваю. А вообще
завершаю день вечерней молитвой.
– А сколько под Вашим руководством Церковь проводит мероприятий в год?
– Все мероприятия проходят под руководством Святейшего Патриарха, я занимаюсь
их подготовкой. К примеру, расскажу о прошлом годе. Начался он с Рождественских
чтений, которые проходили сразу после Крещения. Затем проводилось празднование
300-летия Православия на Камчатке, 60-летие победы в Великой Отечественной войне
и 625-летие Куликовской битвы. Весной прошли три общецерковные конференции. В
июне отмечалось 15-летие интронизации Святейшего Патриарха. Приходилось также
участвовать в перезахоронении Деникина и Ильина. Занимался и подготовкой патриарших
визитов в епархии. В прошлом году, например, Патриарх посетил Казань, Петербург,
Калугу, Азербайджан, Тулу и Куликово поле, Нижний Новгород, Молдову. Всего было
9 поездок. Каждую поездку надо подготовить, спланировать все мероприятия, обсудить
все с принимающей стороной и т. п.
– В Управлении делами большой аппарат?
– Пять человек.
– Наверное, объем одних только писем, на которые надо отвечать, огромный?
– Да. Каждый день поступают десятки писем. За первых три месяца этого года у
нас исходящих писем уже более двух тысяч.
– И все обрабатывать приходится?
– Да. Святейший Патриарх лично просматривает почти все письма, приходящие в его
адрес, и накладывает на них свою резолюцию. В соответствии с этой резолюцией мы
и работаем. Кроме того, через канцелярию проходит и большое количество наград,
и Патриарх лично подписывает грамоты.
– Он сам лично определяет награды?
– Да, лично сам. Есть, конечно, наградной комитет, но он только готовит документы.
Патриарх все эти документы просматривает и принимает решение.
– В прошлом году Вы стали членом Общественной палаты. Чье это было решение?
– Предложение поступило от Президента. После чего я подумал, посоветовался, взял
благословение у Святейшего Патриарха, и недели через три дал согласие.
– Будучи в Общественной палате, вы будете отстаивать интересы Церкви?
– Естественно, я буду говорить о позиции Церкви по тем или иным вопросам. Буду
открыто заявлять о том, что для Церкви неприемлемо, и стараться отстаивать то,
что Церкви потребно. А интересы Церкви - это интересы верующего народа, всего
нашего общества. Поймите, ведь основой учения Церкви являются Заповеди Божии.
Какой вред для общества, если они будут выполняться?
– По долгу службы Вам приходится общаться с представителями государственной власти.
Есть ли светские чиновники, с которыми Вас связывают не только рабочие отношения,
но и дружеские? С кем Вы вообще дружите?
– Я стремлюсь со всеми иметь хорошие отношения. Обычно я легко вступаю в контакт
с людьми, с удовольствием провожу время в общении. Беседую, делюсь впечатлениями,
обсуждаю разные темы: и духовные, и относящиеся к общественной жизни. И я не могу
сказать, что выделяю кого-то как друга. Есть, конечно, друзья детства, с которыми
у меня давние отношения, а есть близкие люди по церковному служению. Только одна
проблема: почти нет времени для дружеского общения, особенно в Москве. Я чаще
приглашаю их в гости в Калугу. Многие любят посещать источник в Тихоновой пустыни.
Там можно искупаться, попить чай, поговорить.
– Вы с друзьями созваниваетесь, переписываетесь?
– Сейчас, к сожалению, такой вид общения, как письма, исчезает. Теперь через
мобильную связь любого можно найти и с ним переговорить. Я немного с грустью к
этому отношусь, потому что люблю писать.
– Владыка, скажите, а кто у Вас занимается домашним хозяйством, то есть в магазин
ходит, еду готовит?
– Слава Богу, сейчас возрождается много монастырей, в том числе женских. И в
Калуге, и в Москве в домашнем хозяйстве мне помогают монахини. В Калуге на территории
епархиального управления живут несколько монахинь, которые следят за бытом, готовят
еду. Они приезжают и сюда, когда надо убраться в квартире, и что необходимо подготовить,
то готовят.
– А отпуск где вы проводите?
– Отпуск я люблю проводить в Калуге по той причине, что большую часть года я
нахожусь в Москве, поэтому в моей епархии накапливается много дел. Приходится
заниматься епархиальными проблемами. Правда, находясь в Калуге, я еще, если можно
так выразиться, пишу, только не ручкой, а на компьютере, набираю тексты. Кроме
того, когда хорошая погода, нахожу время выезжать в лес. Я люблю гулять по лесу.
Могу ходить по 5-6 часов. Грибы, ягоды собирать. Например, в позапрошлом году
я нашел белый гриб весом в 950 грамм.
– А что пишете? Вы мысли свои записываете или стихи пишете?
– Мысли разные записываю.
– Афоризмы?
– Нет. Я готовлю сейчас книгу, хочу ее издать.
– Это будет документальный труд?
– Мне довелось восемь лет служить в Америке и там изучать деятельность первой
православной миссии и последующее развитие нашей Церкви во времена святителя Иннокентия
и Патриарха Тихона. У меня собран большой материал, и я хочу его завершить. Кроме
того, в семинарии я преподаю Православную аскетику. Это предмет прикладной, приходится
разрабатывать темы применительно к современной жизни. Все материалы у меня в компьютере.
С его помощью накапливаю и обрабатываю нужную информацию, вношу исправления в
электронный текст, и когда необходимо, распечатываю лекции. Но я очень люблю работать
и с книгами, читать, находить что-то новое, интересное.
– Больше исторические книги читаете?
– И исторические тоже.
– Скажите, а сейчас в семинарии больше стало поступать, чем раньше, или тенденция
стабильна?
– Стабильно хорошая. Сейчас стало поступать больше молодых, недавно окончивших
школу. Большая часть этих молодых людей выросли в Церкви, то есть с детства посещали
храм, окончили воскресные школы или учились в православных гимназиях. Они очень
отличаются от людей, которые пришли к вере в зрелом возрасте, тем, что они впитали
в себя веру и основы Православия. И храм для них – дом родной. Это очень важно.