Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Митрополит Климент: "Я вырос в вере"


Митрополит Климент: "Я вырос в вере"


Источник: "Элита общества" - N5 (23) (май 2006)

Первый, традиционный, вопрос: как Вы пришли к вере? Вы помните, как в первый раз пришли в храм?

– Впервые меня принесли в храм на седьмой день от моего рождения, чтобы крестить. И с этого момента моя духовная связь с Церковью никогда не прерывалась. Все мое детство было связано с храмом, поэтому нельзя сказать, как я пришел к вере – я вырос в вере. В своем сознании я себя никогда не отделял от Церкви. Помню, когда мне было семь лет, старший брат и мама взяли меня с собой в Троице-Сергиеву Лавру. А где-то с одиннадцати-двенадцати лет я ездил в Лавру уже самостоятельно.
 
– Что повлияло на Ваше решение стать священником, связать свою жизнь с Церковью?
 
– У меня с детства было желание стать священником. Помню, как, придя домой после богослужения, мы с младшим братом – он сейчас архиепископ Тобольский и Тюменский – повторяли все, что видели и слышали в храме. Пели по очереди: то он на клиросе, то я. У нас мамин платок был вместо ризы, самодельное кадило, и мы ходили с ним по дому – совершали каждение. В Лавре, когда мне было лет двенадцать, архимандрит Кирилл (Павлов) подарил мне служебник. А мой в те года духовник, архимандрит Тихон (Агриков), на мое обращение к нему: "помолитесь, батюшка, чтобы Господь помог мне вырасти хорошим", сказал: "До 14 лет прочитай четыре раза все Четвероевангелие, и Господь поможет". Я так и поступил.

Еще одним важным фактором считаю постоянное общение с верующими людьми. У нас дома часто останавливались люди, ехавшие в Лавру со всей России. Обычно они приезжали в Москву, в Патриархию со своими проблемами. Останавливаясь у нас на ночь, рассказывали о своих злоключениях и нелегкой жизни. И я, тогда еще ребенок, слушал о гонениях на Церковь, о притеснениях верующих и о мужестве, с каким люди защищали храмы и монастыри от закрытия, и думал, что, когда вырасту, обязательно буду помогать этим страдающим людям, буду, как они, сохранять православную веру.
 
– Правильно понимаем, что Вас воспитывали в вере?
 
– У нас в семье все верующие: нас четыре брата, и все мы служим в Церкви.
 
– А Ваши родители тоже были священнослужителями?
 
– Нет, никто в родстве в прошлом не были священнослужителями. Но в детстве рядом с нами жили две монахини. Они были пострижены еще до революции, а т.к. в те годы почти все монастыри были закрыты, они были вынуждены жить в миру, как обычные люди, только сохраняя монашеские обеты. Мы часто бывали у них. Они угощали нас чаем с сухариками или баранками и рассказывали нам истории из жизни святых. Мы видели в этих рассказах силу веры. Эта сила подвига святых укрепляла их, и они передали нам эту веру. Это было просто удивительно! Монахини были очень грамотными, образованными. Дома у них на всех стенах – иконы, и было много духовной литературы, они часто давали нам читать свои книги, этим привили нам усердие и к чтению.
 
– А в школе как относились к Вашей вере?
 
– По-разному. Конечно, надсмехались: вот он крестик носит, вот он ходит в церковь. Но при этом одноклассники относились ко мне хорошо, у меня было много друзей в школе. Одноклассники не обращали внимания на то, что мы ходили в Храм. Был у нас в школе интересный случай. Когда мой старший брат поступал в семинарию, то на него оказывалось очень сильное давление. Ему рекомендовали поступать в институт, предлагали хорошую работу, говорили, что скоро все храмы закроют. Но он свой выбор уже сделал. Тогда вызвали на общешкольной линейке второго моего брата. Он на три года старше меня: я учился тогда в третьем классе, а он – в шестом. На линейке перед всей школой директор сказал: "У этого школьника в семье большая трагедия – его брат поступил в Тимирязевскую академию". Все как засмеются! Он спрашивает: "Почему смеетесь? Он там на попа учится!" Директор перепутал Духовную академию с Тимирязевской.
Что касается меня, то Господь так устроил, что мой классный руководитель – его звали Дмитрий Михайлович Богородский – был верующим человеком, хотя и партийным. Он всегда маму предупреждал: "Завтра ваши пускай в школу не приходят, будут принимать в пионеры".
 
– Значит, Вы не были пионером?
 
– Не был ни пионером, ни комсомольцем.
 
– А как к этому в школе относились?
 
– Вызывали родителей на педсовет. Но при этом сами пионеры не очень-то дорожили своим званием. Поэтому ко мне ребята относились хорошо, понимали меня, говорили: "Молодец, что так твердо стоишь на этой позиции". А руководство школы смирилось. Дмитрии Михайлович нас всегда защищал. Когда на педсовете начинали поднимать вопрос о том, что такой-то – не пионер, он говорил: "А что, разве плохо учится?" – и все вопросы снимались.
 
– А вас отговаривали идти в семинарию?
 
– Нет. Дело в том, что когда я поступал в семинарию, то к этому отнеслись проще, потому что я был третьим из нашей семьи.
 
– В чем заключается Ваше служение в должности Управляющего делами?
 
– Вопросы, которые мне приходится решать, относятся к внутрицерковной жизни, они связаны с организацией деятельности епархий и приходов, взаимодействием Патриарха и Синода с епархиями, содействием Патриарху в управлении Церковью. В круг моих обязанностей входит организация межепархиальных и общецерковных мероприятий. Управляющий делами – это помощник Патриарха.
 
– А кем для Вас является Патриарх? Он для Вас просто начальник, учитель, или наставник?
 
–  Во-первых, в Церкви отношения строятся не на административных началах, то есть я – начальник, а ты – подчиненный. Патриарх является главой всей Церкви, духовным отцом для всех принадлежащих к Церкви. Поэтому, в первую очередь, Святейший Патриарх для меня является духовным отцом, духовным лидером. Само служение Патриарха в Церкви особое: он молитвенник и печальник за всю страну и живущих в ней людей. На нем лежит большая ответственность перед Богом за спасение людей, и вместе с тем он является заступником за народ перед властью. Вот, например, в прошлом году, когда вводили закон о монетизации льгот, Патриарх первый заступился за пенсионеров. Ведь Церковь состоит из людей, и большей частью к ней принадлежат те самые пенсионеры, рабочие, учителя, врачи... Eстественно, когда у народа осложняется жизнь, Патриарх, как печальник Земли Русской, заступается за них. В этом Святейший для нас является примером.
 
– Вы у него учитесь?
 
– Конечно, мы все смотрим на Его Святейшество и учимся, как поступать. Патриарх имеет большой духовный и жизненный опыт.
 
– Во сколько начинается Ваш рабочий день? И в каком часу Вы встаете?
 
– Рабочий день у меня начинается в машине, с телефонных звонков. А встаю я в зависимости от потребности, чтобы вовремя быть на работе или на службе в храме. Обычно мой день начинается с молитвы.
 
– А как заканчивается Ваш рабочий день?

– Я приезжаю домой, примерно, в 9-10 часов вечера. Обычно сначала смотрю новости, а потом либо возьму книгу почитаю, либо включаю компьютер и работаю, а часто бывает – привожу с собой письма или какие-либо документы и их просматриваю. А вообще завершаю день вечерней молитвой.
 
– А сколько под Вашим руководством Церковь проводит мероприятий в год?
 
– Все мероприятия проходят под руководством Святейшего Патриарха, я занимаюсь их подготовкой. К примеру, расскажу о прошлом годе. Начался он с Рождественских чтений, которые проходили сразу после Крещения. Затем проводилось празднование 300-летия Православия на Камчатке, 60-летие победы в Великой Отечественной войне и 625-летие Куликовской битвы. Весной прошли три общецерковные конференции. В июне отмечалось 15-летие интронизации Святейшего Патриарха. Приходилось также участвовать в перезахоронении Деникина и Ильина. Занимался и подготовкой патриарших визитов в епархии. В прошлом году, например, Патриарх посетил Казань, Петербург, Калугу, Азербайджан, Тулу и Куликово поле, Нижний Новгород, Молдову. Всего было 9 поездок. Каждую поездку надо подготовить, спланировать все мероприятия, обсудить все с принимающей стороной и т. п.
 
– В Управлении делами большой аппарат?
 
Пять человек.
 
– Наверное, объем одних только писем, на которые надо отвечать, огромный?

– Да. Каждый день поступают десятки писем. За первых три месяца этого года у нас исходящих писем уже более двух тысяч.
 
– И все обрабатывать приходится?
 
– Да. Святейший Патриарх лично просматривает почти все письма, приходящие в его адрес, и накладывает на них свою резолюцию. В соответствии с этой резолюцией мы и работаем. Кроме того, через канцелярию проходит и большое количество наград, и Патриарх лично подписывает грамоты.
 
– Он сам лично определяет награды?
 
– Да, лично сам. Есть, конечно, наградной комитет, но он только готовит документы. Патриарх все эти документы просматривает и принимает решение.
 
– В прошлом году Вы стали членом Общественной палаты. Чье это было решение?
 
– Предложение поступило от Президента. После чего я подумал, посоветовался, взял благословение у Святейшего Патриарха, и недели через три дал согласие.
 
– Будучи в Общественной палате, вы будете отстаивать интересы Церкви?
 
– Естественно, я буду говорить о позиции Церкви по тем или иным вопросам. Буду открыто заявлять о том, что для Церкви неприемлемо, и стараться отстаивать то, что Церкви потребно. А интересы Церкви - это интересы верующего народа, всего нашего общества. Поймите, ведь основой учения Церкви являются Заповеди Божии. Какой вред для общества, если они будут выполняться?
 
– По долгу службы Вам приходится общаться с представителями государственной власти. Есть ли светские чиновники, с которыми Вас связывают не только рабочие отношения, но и дружеские? С кем Вы вообще дружите?
 
– Я стремлюсь со всеми иметь хорошие отношения. Обычно я легко вступаю в контакт с людьми, с удовольствием провожу время в общении. Беседую, делюсь впечатлениями, обсуждаю разные темы: и духовные, и относящиеся к общественной жизни. И я не могу сказать, что выделяю кого-то как друга. Есть, конечно, друзья детства, с которыми у меня давние отношения, а есть близкие люди по церковному служению. Только одна проблема: почти нет времени для дружеского общения, особенно в Москве. Я чаще приглашаю их в гости в Калугу. Многие любят посещать источник в Тихоновой пустыни. Там можно искупаться, попить чай, поговорить.
 
– Вы с друзьями созваниваетесь, переписываетесь?
 
– Сейчас, к сожалению, такой вид общения, как письма, исчезает. Теперь через мобильную связь любого можно найти и с ним переговорить. Я немного с грустью к этому отношусь, потому что люблю писать.
 
– Владыка, скажите, а кто у Вас занимается домашним хозяйством, то есть в магазин ходит, еду готовит?
 
– Слава Богу, сейчас возрождается много монастырей, в том числе женских. И в Калуге, и в Москве в домашнем хозяйстве мне помогают монахини. В Калуге на территории епархиального управления живут несколько монахинь, которые следят за бытом, готовят еду. Они приезжают и сюда, когда надо убраться в квартире, и что необходимо подготовить, то готовят.
 
– А отпуск где вы проводите?
 
– Отпуск я люблю проводить в Калуге по той причине, что большую часть года я нахожусь в Москве, поэтому в моей епархии накапливается много дел. Приходится заниматься епархиальными проблемами. Правда, находясь в Калуге, я еще, если можно так выразиться, пишу, только не ручкой, а на компьютере, набираю тексты. Кроме того, когда хорошая погода, нахожу время выезжать в лес. Я люблю гулять по лесу. Могу ходить по 5-6 часов. Грибы, ягоды собирать. Например, в позапрошлом году я нашел белый гриб весом в 950 грамм.
 
– А что пишете? Вы мысли свои записываете или стихи пишете?
 
– Мысли разные записываю.
 
– Афоризмы?
 
– Нет. Я готовлю сейчас книгу, хочу ее издать.
 
– Это будет документальный труд?
 
– Мне довелось восемь лет служить в Америке и там изучать деятельность первой православной миссии и последующее развитие нашей Церкви во времена святителя Иннокентия и Патриарха Тихона. У меня собран большой материал, и я хочу его завершить. Кроме того, в семинарии я преподаю Православную аскетику. Это предмет прикладной, приходится разрабатывать темы применительно к современной жизни. Все материалы у меня в компьютере. С его помощью накапливаю и обрабатываю нужную информацию, вношу исправления в электронный текст, и когда необходимо, распечатываю лекции. Но я очень люблю работать и с книгами, читать, находить что-то новое, интересное.
 
– Больше исторические книги читаете?
 
– И исторические тоже.
 
– Скажите, а сейчас в семинарии больше стало поступать, чем раньше, или тенденция стабильна?
 
– Стабильно хорошая. Сейчас стало поступать больше молодых, недавно окончивших школу. Большая часть этих молодых людей выросли в Церкви, то есть с детства посещали храм, окончили воскресные школы или учились в православных гимназиях. Они очень отличаются от людей, которые пришли к вере в зрелом возрасте, тем, что они впитали в себя веру и основы Православия. И храм для них – дом родной. Это очень важно.



Журнал "Элита Общества"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 22 Мая 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100