Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Рынок хрупкий и манящий


Рынок хрупкий и манящий


Автор: Анна Турулина
Источник: "Эксперт" - N11 (20 -26 марта 2006)

Осенью 2005 года бельгийская компания Glaverbel запустила завод по производству высококачественного плоского стекла мощностью 220 тыс. тонн в подмосковном Клину. Примерно в то же время была завершена модернизация завода "Салаватстекло", позволившая увеличить выпуск до 375 тыс. тонн. В итоге за прошлый год российские мощности по производству плоского стекла выросли почти в полтора раза -- с 1,1 до 1,6 млн тонн. Но на этом инвестиционное оживление в отрасли не закончилось. В марте этого года в подмосковном городе Раменском ожидается запуск нового завода по производству листового стекла мощностью 240 тыс. тонн. Строит его британская компания Pilkington. На данный момент в стадии разработки находятся еще как минимум четыре похожих проекта.
 
Череда этих событий на первый взгляд удивительна -- с нуля передовых стекольных заводов в России не строили как минимум лет двадцать. Но этого стоило ожидать: советская стекольная индустрия в свое время не смогла массово внедрить новые технологии, из-за чего дешевое качественное стекло на российском рынке оказалось в дефиците. Речь идет в первую очередь о термополированном, или, как его еще называют, флоат-стекле -- это тот высококачественный вид плоского стекла, за покорение рынка которого могут сойтись в ближайшие годы как иностранный, так и российский капитал. К примеру, в 2004 году импорт листового стекла в Россию составил порядка 30% от общего объема потребления. Стекольный бизнес сейчас становится мечтой любого российского олигарха. Ведь плоское стекло используется по большей части в строительстве и автомобильной промышленности (см. графики 1-3) -- вот вам и слава, и возможность заработать "очки" на миссии импортзамещения и участия в кооперации по национальному проекту "Доступное жилье". Более того, пpактически всем новым стекольным инвестпроектам гарантированы высокая эффективность и быстрая окупаемость.
 
Кладбище динозавров
Рынок листового стекла в России стал бурно развиваться всего пару лет назад, когда примерно половина наших стекольных заводов уже остановилась. И дело тут не в том, что не было спроса на плоское стекло. Просто технологии, применявшиеся в отрасли, уже дожили до своей конечной стадии -- стадии ликвидации. Так называемая технология Фурко, или технология вытягивания, котоpая использовалась на советских заводах, устарела не только морально, но и физически. Стекло, производимое по этой технологии, не только хуже качеством, но и производство его значительно дороже (из-за высоких энергозатрат), чем флоат-стекла. Одним словом, нашей стекольной отрасли нужны принципиально новые заводы. Собственно, это было понятно еще советским госпланщикам. В 80-е годы даже были выделены средства на строительство стекольных заводов нового поколения, но в последний момент их перенаправили на иные цели (см. "Жертвы сухого закона"). Затем Советский Союз рухнул, и стало, мягко говоря, не до стекольной отрасли. В 1985 году в России производилось около трех миллионов тонн стекла, к 1995-му производство не дотягивало и до миллиона.
 
Сегодня конкурентоспособных производителей стекла в России можно пересчитать по пальцам (см. таблицу 2). Сейчас в России работает десять заводов, выпускающих листовое стекло, только пять из них используют современную флоат-технологию. Флоат означает "плавающий". Гладкая поверхность стекла достигается термополировкой -- стекломасса попадает в ванну с расплавленным оловом и растекается по нему, в результате получается идеально ровная поверхность. Флоат-метод был изобретен в 60-х годах. В качестве изобретателя этой технологии обычно упоминают компанию Pilkington, но свои разработки были и у российского Института стекла (Салаватский и Самарский флоат-заводы используют отечественную технологию), и у американских производителей.
 
Оставшиеся работают по технологии Фурко. Эти заводы вертикального вытягивания остаются на плаву лишь потому, что на рынке ощущается острая нехватка вообще любого стекла; кроме того, есть виды стекла, которые можно производить лишь по этой технологии, например стекло тонких номиналов (толщиной до 2 мм) и стекло для электроники. Но спрос на эту продукцию относительно невелик.
 
Пять заводов за пять лет
Между тем именно в массовом сегменте строительного и автомобильного стекла в стране наблюдается жесткий дефицит. Только в 2004 году на долю импорта приходилось примерно треть всего потребления. Основной поток продукции шел с флоат-заводов Украины, Белоруссии, Киргизии, Китая и Европы.
 
Основную долю в потреблении листового стекла занимает строительная отрасль (см. графики 1-3). В России все более популярным становится использование стекольных конструкций во внешней отделке зданий. Стеклянные фасады офисных и торговых центров, вокзалов, жилых зданий появились чуть ли не во всех крупных городах. Возможно, это дань моде, но с практической точки зрения фасады, выполненные из современных видов стекла, не только позволяют весьма эффективно решать проблемы инсоляции, то есть освещения, в помещении, но и весьма эффективно справляются с энергосберегающей функцией зданий (см. "Мы ловим ваше тепло").
 
За четыре года темпы строительства новых зданий увеличились на 28%. Ввод жилья в 2004 году составил 41 млн кв. м, что на 18% больше, чем в 2003 году. Тенденция к увеличению строительства жилья сохраняется уже пять лет, совпадая с экономическим ростом в России.
 
Кроме того, прирост спроса обеспечивает и автомобильное стекло (при его производстве также используется флоат-стекло). Некоторые иностранные производители (Renault, Ford, GM) начали производство своих автомобилей в России. В рамках соглашения о частичной локализации иностранным автопроизводителям придется искать производителей комплектующих внутри страны, поэтому автостекла российского производства были бы весьма кстати.
 
По словам руководителя отдела испытания Института стекла Александра Чеснокова, если макроэкономическая ситуация коренным образом не изменится, можно будет смело каждый год в течение пяти лет вводить как минимум по одному современному стекольному заводу средней мощностью 220-240 тыс. тонн в год, не опасаясь перенасытить рынок (см. "Жертвы сухого закона").
 
В 2004 году объем российского рынка плоского стекла составлял 1,5 млн тонн, потребление на одного россиянина составило 9,5 кг. Для сравнения: в среднем на одного европейца приходится примерно 15 кг стекла в год. Спрос на листовое стекло в России растет на 7-10% в год, и пока не похоже, что он остановится. Почти с такой же скоростью растут и цены на него (см. график 4).
 
Вексельберг как последняя надежда
Потенциал российского рынка первым заметил мировой стекольный гигант -- японская корпорация Asahi (в ее состав входит бельгийская компания Glaverbel). Завод в Клину -- это уже третья производственная линия этой компании в России. Glaverbel появилась в России в 1998-м, консолидировав контрольный пакет Борского стекольного завода, крупнейшего предприятия отрасли.
 
Через шесть лет вслед за Glaverbel в Россию рванули и остальные мировые гранды. Британская компания Pilkington в 2004 году начала строить в Московской области, недалеко от Раменского ГОКа (источника кварцевого песка), завод мощностью 240 тыс. тонн и инвестиционной емкостью около 200 млн долларов.
 
В сентябре 2005 года о планах строительства завода в Рязанской области объявила американская компания Gardian, а в начале февраля этого года стало известно, что другая американская компания, PPG, замыкающая пятерку крупнейших мировых производителей, тоже готова строить две флоат-линии. Таким образом, четыре из крупнейших мировых стекольных производителей (см. график 5) так или иначе уже приступили к освоению российского рынка.
 
Пока еще нельзя утверждать, что российский бизнес оставил попытки составить конкуренцию мировым лидерам. Судя по всему, стеклянный бизнес манит к себе известного российского миллиардера Виктора Вексельберга. "Русская содовая компания", по слухам, подконтрольная именно ему, планирует строить стекольный завод под Санкт-Петербургом. Правда, в отличие от других потенциальных российских и иностранных инвесторов, у г-на Вексельберга есть явное и весьма серьезное конкурентное преимущество -- его структуры, по некоторым данным, контролируют около 80% рынка кальцинированной соды. А сода -- едва ли не один из самых главных видов сырья, затраты на нее составляют до 50% в структуре производственной себестоимости тонны стекла (см. схему).
 
Пора думать о регионах
Сейчас российский рынок находится в стадии формирования, по сути, на нашей территории работает всего три крупных игрока, в то время как потребности в листовом стекле pастут непрерывно. Это не может не привлекать крупных инвесторов, даже несмотря на то, что цена вхождения в отрасль достаточно велика -- построить стандартный завод мощностью 200-220 тыс. тонн стекла стоит примерно 150-200 млн долларов. Но привлекательность России для инвестиций несоизмеримо выше любых рисков. Ведь производственные затраты на тонну стекла в Европе на 50% выше, чем в России (см. схему). В то же время цены на флоат-стекло в России примерно такие же, как в Европе, -- пpимеpно 500 долларов за тонну. То есть на данный момент стекольный бизнес в нашей стране считай что в два раза более рентабелен, чем в Западной Европе.
 
Минус ведения бизнеса в России только один -- более высокие расходы на доставку. По европейским стандартам считается, что нормальный радиус доставки стекла -- 200 км, максимальное же расстояние доставки, после которого транспортировать стекло становится нерентабельно, -- 600 км. В России, с нашими расстояниями, выдержать такие стандарты нереально. Именно поэтому проекты новых стекольных заводов собираются строить в пределах двух мегаполисов -- Москвы и Санкт-Петербурга.
 
Однако в перспективе концентрация "стеклянного" капитала в двух столицах может резко снизить рентабельность бизнеса. Неравномерное распределение флоат-проектов по территории России может привести к жесткой ценовой конкуренции в отдельном регионе, в то время как на других, более отдаленных территориях стекло будет на вес золота. Можно предположить, что Уральский регион будет генерировать довольно мощный платежеспособный спрос на высококачественное стекло. Между тем сейчас там нет ни одного завода по производству флоат-стекла. Так что потенциальным инвесторам стоит подумать о захвате региональных рынков, в первую очередь уральских. В Сибири и на Дальнем Востоке наладить новое производство стекла будет крайне сложно. Здесь силен импорт -- уже сейчас тонна высококачественного китайского флоат-стекла стоит на 20-35% дешевле российского.
 

Есть еще один риск вложений в стекольный бизнес. "Из-за постепенного роста цен на энергоносители и повышения ставок заработной платы разрыв между суммой издержек на производство стекла в России и Европе постоянно сокращается", -- говоpит гендиректор российского подразделения Glaverbel Владимир Шигаев. Впрочем, в росте издержек виноваты не только компании г-д Чубайса и Миллера. Монополизация содовой отрасли структурами Виктора Вексельберга также может привести к ухудшению эффективности работы стекольщиков, ведь уже сейчас цены на кальцинированную соду в России примерно на 50% выше европейских.




Журнал "Эксперт"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 11 Апреля 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100