Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Как оценить эффективность внедрения CRM-систем. Другой взгляд


Как оценить эффективность внедрения CRM-систем. Другой взгляд


Автор: Владимир Вертоградов
Источник: "Коммерческий директор" - N2 (февраль 2006)

Владимир Вертоградов - директор по развитию бизнеса компании "НОРБИТ", Москва

Подход к оценке, предлагаемый компанией – продавцом CRM-систем, внедрившей ее у себя.

Есть ли в процессах формализация?
Лучше отдельно рассматривать ситуации, когда в компании не было формализованных процессов работы с клиентами и они были автоматизированы в некотором ИТ-решении и если информация о характеристиках данных процессов уже имеется в компании. Если формализации не было, то нет смысла рассматривать в качестве оценки эффективности, например, такой показатель, как увеличение доли повторных продаж, так как нет информации, с которой можно сравнивать значения данного показателя.
Если информация о характеристиках процесса продаж до начала внедрения может быть получена из источников, заслуживающих доверия, имеет смысл в целях оценки эффективности внедрения проводить сравнение показателей продаж до начала проекта и после его завершения.

Большинство российский компаний, использующих CRM-решения, не имеют достоверной текущей статистики по основным характеристикам процессов продаж, поэтому в настоящее время не стоит рассматривать анализ изменения ключевых показателей коммерческой активности компании в качестве инструмента оценки эффективности внедрения CRM.
 
Как определиться с задачами внедрения?
Не стоит ставить целью внедрения CRM-системы такие задачи, как повышение прибыльности, уровня лояльности, удовлетворенности и т.п. Это сразу загоняет "внедренца" в определенные рамки: очевидно, что прибыльность зависит далеко не только от качества работы с клиентами, но и от качества самого продукта, активности конкурентов и многих других факторов. Само по себе внедрение CRM влияет на прибыль компании или число повторных продаж не напрямую, а опосредованно.

Чтобы правильно определить задачи внедрения, необходимо максимально формализовать и детализировать коммерческие цели компании. Например, для увеличения прибыльности предприятия необходимо:
  • выделить клиентов, работа с которыми убыточна. Перестать работать с ними персонально или перевести их на самообслуживание; 
  • обеспечить подготовку ответов на запросы наиболее прибыльных клиентов в течение 24 часов, чтобы они не размещали заказы у конкурента; 
  • начать активную работу с новыми клиентами (тратить на них время продавцов) только после того, как проведена диагностика/проверка клиента по заданным параметрам.
Коммерческий эффект продаж в первую очередь зависит от того, насколько эффективно и грамотно с точки ведения бизнеса организован процесс управления маркетингом и взаимоотношениями с клиентами в компании. Внедрение CRM не спасет убыточное предприятие от провала, пока не будет пересмотрена сама бизнес-стратегия поведения на рынке.

Внедрение CRM-системы действительно может помочь фиксировать неэффективные продажи, вести постоянную оценку прибыльности по каждому клиенту, контролировать срок ответа на зарегистрированные в системе запросы клиентов. Именно такие реальные задачи нужно ставить при внедрении CRM-системы. Не стоит стремиться к "высоким" целям, их надо предельно конкретизировать.
 

Внедрение в собственной компании. Оценка эффективности

На примере компании "НОРБИТ" рассмотрим оценку эффективности внедрения CRM-системы. Фактически оценивали три группы параметров:

  1. Соблюдение сроков внедрения решения и запуска системы в эксплуатацию. 
  2. Полнота реализации всех требований заказчика проекта согласно техническому заданию. 
  3. Качественная оценка достижения следующих параметров:
    • получение актуальной и детальной информации о продажах, которые ведут сотрудники компании, в т. ч. количество клиентов в активной работе, плановые даты закрытия сделок, вероятность успеха, продаваемая номенклатура и т. п.; 
    • контроль выполнения тех регламентов работы с клиентами, которые разработаны и применяются в компании. Этот пункт был наиболее важен, потому что только будучи уверенным, что вся информация заносится корректно и своевременно, можно принимать те или иные управленческие решения, опираясь на данные системы.
Основная задача директора по развитию – обеспечивать постоянный спрос на продукты и услуги компании. CRM-система является одним из необходимых инструментов для решения данной задачи. Оценку внедрения можно провести с точки зрения решения стратегических задач управления продажами, а именно:
  • насколько полно ИТ-система реализует подход к управлению процессами работы с клиентами? В первую очередь этот показатель характеризует качество работы ИТконсультантов, внедрявших систему; 
  • насколько правильный подход выбран? Помогает ли мне система, выделяя, например, убыточных клиентов, повышать прибыльность компании? Этот параметр уже оценивает уровень управленческих навыков руководителя, в частности в области постановки задач ИТ-консультантам по внедрению.
Что в результате?
Исходя из изложенного выше можно сделать следующие выводы:
  1. Если ставится задача оценить эффективность внедрения программного продукта класса CRM, стоит оценивать именно то, как данный продукт решил все необходимые задачи автоматизации бизнес-процессов заказчика, насколько эффективным инструментом для принятия решений он стал. 
  2. Если в качестве факторов успеха внедрения рассматривать изменение ключевых показателей развития бизнеса, улучшение которых невозможно только за счет автоматизации, то необходимо оценивать не эффективность внедрения CRM-решения, а эффективность внедрения CRM-технологии в целом. CRM-система в данном контексте "отвечает" только за качественную автоматизацию определенных бизнес-процессов, из которых состоит CRM-технология.
Как оценить ROI
Оценка ROI применима в отношении тех ИТ-систем, которые в основе своей несут некую формальную методологию бизнес-процессов, поскольку данный показатель можно оценивать на основании статистической информации по другим компаниям, использующим данную методологию (а не просто ИТсистему). Например, можно утверждать, что если N компаний, использующих методологию оптимизации складских запасов на основе определенного ИТ-решения, сократили запасы в среднем на 15%, то и для вашей компании такое сокращение может стать вполне прогнозируемым результатом использования системы. В реальности существуют единицы ИТ-решений, в основе которых лежит определенная методология ведения бизнес-процессов, и это еще не значит, что именно для вашей компании данная методология будет оптимальна.

Для абсолютного большинства CRM-систем оценка ROI может использоваться опосредованно. Вы видели где-нибудь документацию к CRM-системе, где было написано, например, что эффективно управлять продажами с помощью нашей системы необходимо так..? В настоящий момент на рынке присутствуют CRMсистемы, реализующие эффективную стратегию управления процессами взаимоотношений с клиентами, но находятся они в высшем ценовом сегменте. Большинство CRM-решений – это в той или иной степени результативный набор инструментов, который умный пользователь сможет использовать себе во благо.



Журнал "Коммерческий директор"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 10 Марта 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100