Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Новый передел?


Новый передел?


Автор: Владимир Симонов
Источник: "Наша власть: дела и лица" - N2 (февраль 2006)

Арктический совет
О такой важной международной организации как Арктический совет мало кто зна-ет. О ее деятельности пишут редко. Может быть, потому, что вся эта деятельность прохо-дит где-то далеко – на замороженных задворках вечно бурлящей Европы – и о мерзлой Арктике даже говорить-то, кажется, холодно. Между тем в Арктический Совет входит це-лая группа весьма влиятельных стран: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция и Россия. Совет создан как межправительственный "форум высокого уровня".
 
Собирается на свои сессии на уровне министров иностранных дел раз в два года. В этом году Россия – председатель Совета. Курирует круг вопросов природоохранной деятельности, проблемы малых северных народов и устойчивого развития арктической зоны. Говоря о председательстве России в Арктическом совете, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы самая крупная арктическая страна и больше других выиг-рываем от этого сотрудничества в силу нашего географического положения".

Но все это на поверхности, на которой для журналистов, ищущих острых тем, вро-де бы, ничего интересного не может быть. На самом деле, сегодня в Арктике разгораются очень даже нешуточные страсти. Огромные территории ослабевшей России из зон тради-ционного влияния бывшего СССР могут стать объектами нового передела мира. Россия фактически оттесняется в морепользовании ведущими зарубежными странами.
 
Стагнация северного морского флота приводит к тому, что в Арктике практически происходит захват отечественного рынка транспортных морских услуг иностранными флотами. Нефтегазо-вые ресурсы российского континентального шельфа, эксплуатация которых уже начата зарубежными компаниями на условиях соглашений о разделе продукции, преимущест-венно используются в интересах иностранных потребителей.

Сегодня страны мира, и особенно США, очень беспокоит тот факт, что Россия пре-тендует на огромные территории Арктического бассейна – 1, 2 млн кв. км. Ни одно при-арктическое государство не имеет таких обширных претензий на арктический шельф. Ко-гда Россия подавала заявку на свои территории в ООН, то получила ноту от США, кото-рая категорически рекомендовала нам подождать до 2010 года, когда все остальные при-арктические государства накопят хотя бы десятилетний срок изучения Арктики. А по-скольку Комиссия ООН не располагает исходными материалами других приарктических государств, то якобы нельзя должным образом проверить российскую заявку. Но Россия с этими возражениями не согласилась. У нас единственных оказался уникальный, накоп-ленный с советских времен научный материал по изучению акватории и геологической природы дна Арктики. И, исходя из этих исследований, Россия имеет полное право на претендуемую территорию.

Самые серьезные территориальные споры в арктическом поясе у нас с Норвегией. Когда распался СССР, у России с Норвегией, к примеру, появилась "серая зона". По 30-му градусу у нашей страны существует так называемая "секториальная" граница, однако нор-вежцы с ней не согласны. Они предлагают делить акваторию по срединной линии, то есть равноотстоящей от наших островов и от Шпицбергена. Мы проводим границу по-своему, они – по-своему, а совпадающие части являются спорной "серой зоной". Она рассматри-вается и нами, и норвежцами как перспектива для разработки нефти и газа, причем наибо-лее перспективная часть Баренцева моря – российская.
 
Норвежцы
Россия и Норвегия с 70-х годов XX века ведут переговоры по разграничению ис-ключительных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море, уста-новлению государственной границы в Варангер-фьорде (в связи с расширением – в одно-стороннем порядке – с 1 января 2004 года Норвегией своего территориального моря с 4 до 12 миль). Российские траулеры "Электрон", "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамо-вич" были задержаны в районе архипелага именно в объявленной норвежцами 12-мильной зоне.
 
Между тем, международно-правовой статус архипелага Шпицберген опре-деляется Договором о Шпицбергене (так называемый Парижский договор), подписанным 9 февраля 1920 года в Париже представителями государств, которые согласились признать суверенитет Королевства Норвегия над архипелагом Шпицберген на условиях, преду-смотренных Договором (кроме Норвегии договор подписали США, Великобритания, Да-ния, Франция, Италия, Япония, Нидерланды и Швеция). В соответствии с Горным уста-вом, утвержденным Королевской резолюцией 7 августа 1925 года, право производить раз-ведку, приобретать и разрабатывать естественные месторождения угля, нефти и других минералов на архипелаге Шпицберген, помимо норвежского государства, принадлежит всем странам, которые ратифицировали Договор о Шпицбергене или присоединились к нему. Советский Союз в 1924 году признал суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген (норвежское название Свальбард), а в 1935 году официально присоединился к Парижскому договору.

Но не только ледники и вечная мерзлота выделяют архипелаг Шпицберген. Из по-лезных ископаемых промышленное значение имеет лишь каменный уголь (именно его до-быча является основной деятельностью, которая обеспечивает постоянное российское присутствие на Шпицбергене). Действующее от лица Российской Федерации ФГУП "ГТ "Арктикуголь" было образовано постановлением СНК СССР от 7 октября 1931 года №836. Основными задачами указанного треста определялись исследование, разработка и сбыт полезных ископаемых, включая Шпицберген, обеспечение углем Архангельской и Мурманской областей, в том числе военного и гражданского флотов. На предприятие воз-лагались также задачи политической и оборонной направленности, выполнение которых обеспечивало защиту интересов страны в районе архипелага Шпицберген. В поселке Ба-ренцбург и сейчас живут и работают российские граждане – порядка тысячи человек, функционирует консульство Российской Федерации. Связь со Шпицбергеном осуществ-ляется в основном морским транспортом. С 1974 года между Норвегией и Шпицбергеном (пос. Лонгиербюен) установлено воздушное сообщение. А вот регулярного воздушного сообщения с Россией до сих пор не имеется.

К сожалению, в последние годы российские предприятия и учреждения на архипе-лаге испытывают постоянный прессинг со стороны местной администрации. В частности, по этой причине российской стороне пришлось отказаться от строительства дороги между Баренцбургом и Коулз-беем. Администрация Шпицбергена выразила недовольство и пла-нами строительства линии высоковольтной передачи. А о преследовании российских ры-баков в Баренцевом море – разговор вообще особый. Ежегодно унизительной процедуре досмотра подвергаются многие российские рыболовные суда. Эту задачу в водах Баренце-ва и Норвежского морей выполняют боевые корабли ВМС Норвегии.

Ситуация вокруг россиян на Шпицбергене еще более усугубилась в связи с приня-тыми не так давно норвежским парламентом (Стортингом) поправками в закон об охране окружающей среды. По сути, эти действия Норвегии направлены на вытеснение России с архипелага. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявил, что в соответствии с новыми правилами хозяйственная деятельность на архипелаге будет носить уже не уве-домительный, а разрешительный со стороны Норвегии характер. По мнению главы Мур-манской области, принципиальная позиция, занятая сейчас Министерством иностранных дел РФ, должна показать Норвегии, что Россия не допустит ущемления ее прав и интере-сов на Шпицбергене, односторонней ревизии Парижской конвенции 1920 года. Шпицбер-ген на определенных условиях находится под суверенитетом Норвегии, вместе с тем кон-венция предполагает, что подписавшие ее страны имеют свободный доступ для ведения на острове хозяйственной деятельности.

По мнению бывшего начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака, Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во чтобы бы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике.

Между тем государства Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктическом районе. Не секрет, что нефтегазовые месторождения Север-ного и Норвежского морей к 2010 году будут исчерпаны, поэтому наш северный сосед все чаще заглядывается на Восток, претендуя практически на всю акваторию спорных участ-ков, включая часть российской зоны и зоны свободного рыболовства.
 
Арктический шельф
Арктический шельф, прилегающий к территории России, хранит до четверти всех мировых запасов нефти и газа – 100 миллиардов тонн условного топлива. А если подтвер-дятся недавние предположения ученых, то можно будет смело говорить и о куда большей цифре. Но как показывает опыт освоения шельфов, проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга" не принесли нам ровным счетом ничего, кроме не столь уж и больших разовых выплат. Только на "Сахалине-2" за 2003–2004 годы, по оценке Счетной палаты, государ-ственный бюджет потерял 2,5 миллиарда долларов. В документе, подготовленном аудито-рами, отмечается, что реализация проекта привела к полному вывозу добытого сырья из страны, а условия проекта снизили его эффективность и доходы государства. Но почему наши богатства отдаются на откуп иностранцам? А дело в том, что Россия сегодня добы-вает на шельфе лишь 0,2% от общей добычи нефти и газа. Опыта строительства плаваю-щих буровых установок, которые могли бы выдержать все превратности природы Аркти-ки, у нас нет. Как нет и крупнотоннажных танкеров ледового класса. Нет глубоководных терминалов, способных обеспечить бункеровку танкеров. Нет арктических трубопровод-ных систем. Нет надежной системы связи и передачи информации. Нет социально-бытовой инфраструктуры. Нет кадров. Получается, что на сегодняшний день нет ничего, кроме желания не отдавать такой огромный кусок российского пирога "чужим дядям".

По оценке западных специалистов, для освоения новых месторождений на Севере нам по-требуется несколько сотен миллиардов долларов. Сумма для наших нефтяных корпора-ций, да и для российского бюджета совершенно неподъемная. А потому ведущие трансна-циональные нефтяные компании уже приступают к дележу нашей нефти и газа в северных морях. Точнее к расположенным там месторождениям – Штокмановскому, Приразломно-му, Ардалинскому, Варандейскому, Ново-Портовскому и другим.

Но если верить в лучшее, мы можем рассчитывать только на "Газпром". В период 2006–2030 годов "Газпром" планирует сосредоточить основные объемы поисково-разведочных работ на шельфе арктических морей. В качестве приоритетных определены следующие направления: на шельфе Баренцева моря – район Штокмановского месторож-дения; на шельфе Печорского моря (юго-восточная часть) – район Приразломного и Дол-гинского месторождений; на шельфе Карского моря – акватории Обской и Тазовской губ и приямальский шельф.

Но вот тут возникает архисложная проблема. Для транспортировки нефти, в част-ности, даже из одного крупного месторождения необходимо создание специализирован-ного комплекса судов арктического исполнения. Схема вывоза должна быть круглогодич-ной, надежной, безопасной и обеспечивать бесперебойную отгрузку добытого сырья. Су-ществуют риск физического повреждения судов и технические риски перевалки. Напри-мер, для Печорского моря, где выявленные месторождения расположены преимуществен-но в зоне мелководья на глубинах до 20 метров, характерны явления ледяного шторма и дрейфа мощных ледовых полей (ледовый период длится до 9 месяцев, толщина однолет-него льда достигает 1,4–1,7 метра и торосов до 3,5 метров). Характерное в зимне-весенний период ветровое и приливное сжатие ледовых полей и связанное с ним торосообразование в этом районе могут привести к повреждению судов, участвующих в системе перевалки и транспортировки нефти. Особо тяжелые ледовые условия могут вызвать многосуточные задержки при швартовных операциях к погрузочному терминалу. Все это предопределяет повышенные требования к судам, участвующим в работе транспортной системы. Угрозой для судов в рассматриваемой зоне также является их обледенение.

Самые большие трудности, связанные с добычей на Штокмановском месторожде-нии, – холод и ледники. Зимой вес отдельных ледников достигает 1,2 млн тонн, эти глыбы касаются дна на глубине 350 метров. В таких местах необходимо создавать подводные ре-зервуары природного газа. Когда температура воды в море опускается до – 2°С, газ может замерзнуть в трубопроводе. По опыту норвежских месторождений Сневит и Ормен Ланге, эта проблема решается закачиванием в трубопровод специального антифриза, однако реа-лизация такого метода на Штокмане, отстоящем от берега на 550 км, практически исклю-чена. Statoil и Norsk Hydro – компании, обладающие эксклюзивным опытом подводного разделения фракций топлива. В рамках пилотного проекта на месторождении Тролль с помощью специального оборудования из проходящего потока выделяется жидкость и за-качивается обратно в резервуар.

К участию в Штокмановском проекте норвежские компании подталкивает тот факт, что запасы нефти и газа в Северном море истощаются, и уже в ближайшей перспек-тиве страна не сможет сохранить достигнутый объем экспорта. Для поиска новых мест добычи нужно идти на север, однако наиболее перспективные месторождения находятся либо в российской части Баренцева моря, либо в спорной зоне. При этих обстоятельствах Норвегия делает все возможное, чтобы закрепить свое экономическое участие в разработ-ке российских месторождений и подписать выгодный договор о проведении морской гра-ницы в Баренцевом море.

Депутат Госдумы от Мурманской области, представитель "Единой России" Вален-тин Лунцевич, однако, заявляет, что комитет Госдумы по международным делам "считает необходимым использовать в переговорах с Норвегией экономические аргументы, вклю-чая проблему участия норвежских компаний в проектах освоения российского шельфа". Мы склонны считать, что ответственные российские политики не станут сводить перего-воры о делимитации морской границы к формуле "газ в обмен на акватории", однако по-литические риски при принятии решения о включении в консорциум норвежских компа-ний должны учитываться.
 
Арктический путь
Для сравнения: путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12 840 миль, по Северному морскому – всего 5767 миль, а северная трасса Роттердам – Ван-кувер почти на 2000 морских миль короче южной, при том что перевозка грузов по ново-му международному маршруту будет на 40 процентов дешевле. Академик РАН Никита Моисеев считает, что Севморпуть при определенных капиталовложениях в его инфра-структуру может стать для страны геополитическим благом, каким в средние века был путь "из варяг в греки". С той только разницей, что соединит он Европу с Америкой и Юго-Восточной Азией, где образовались основные мировые экономические полюса. Но сегодня работает только западная часть Севморпути, по которой вывозятся на европей-ские рынки в основном цветные металлы и углеводороды. Все, что на востоке, – белое безмолвие.

Поскольку за последние десять лет финансирование Севера сократилось в двена-дцать раз, на Севморпути наступила разруха: не проводится должным образом гидрологи-ческая и ледовая разведка, нет полного метеопрогноза, порты и портопункты (в советские времена их было порядка семидесяти) пребывают в запустении, многие навигационные знаки просто исчезли. Реанимация Севморпути на всем протяжении от Карских Ворот до Берингова пролива, по словам губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, обой-дется более чем в 7 млрд долларов. Главная ставка делается на международный консорци-ум, впрочем, не исключено, что гипотетические партнеры постараются обойтись и без нас. По информации российских военно-дипломатических источников, в рамках международ-ной программы изучения Севморпути INSROP начинается поиск возможностей пересмот-ра статуса арктических проливов как внутренних вод России. Кроме того, за рубежом от-мечено активное строительство судов ледового класса. И если интернационализация Сев-морпути последует по западному сценарию, Россия вообще может оказаться не у дел со своим умирающим ледокольным флотом.

Капитан дальнего плавания почетный полярник Анатолий Горшковский сетует на утрату былого величия Севморпути: "За годы советской власти Главсевморпуть стал мощной, хозяйствующей на огромных северных пространствах структурой, в распоряже-нии которой находились суда и самолеты. Главное управление Севморпути отвечало ведь за социально-экономическое развитие арктических регионов. В те годы освоению Аркти-ки придавалось большое значение, поэтому интерес государства к северным территориям подкреплялся мощным финансированием. Основной целью было наращивание мощностей Северного морского пути, расширение возможностей плавания по чистой воде в течение короткого теплого периода. В годы войны Севморпуть работал на оборону, по нему выво-зился металл с норильских месторождений. В больших объемах везли также лес из Сиби-ри.

Перевозкам в Арктике был дан импульс с пополнением флота ледоколами финской постройки, которые в послевоенные годы поступали к нам с завидной регулярностью. Это позволяло постепенно расширять навигацию от двух до пяти месяцев в году. Со строи-тельством российских атомных "богатырей" качественно изменился и транспортный флот.

На морской ледовой трассе для атомных ледоколов не существовало преград, но в Енисей из-за малых глубин они пройти не могли. Сложилась ситуация, когда для регуляр-ного завоза и вывоза грузов нужно было обеспечить круглогодичную навигацию в запад-ной части морского пути. Решение было найдено. В 1978 году в Финляндии был построен ледокол "Капитан Сорокин", а затем и другие. Появилась возможность круглогодичной навигации в Дудинку. Действует она и в настоящее время".

Северный морской путь – главная артерия Ледовитого океана, ключ к освоению Арктики. В 1926 году Советский Союз заявил, что он является правопреемником север-ных территорий. И когда ледоколы СССР бороздили арктические льды Северного морско-го пути, это заявление ни у кого не вызывало сомнений. С тех пор прошло много времени, но и сегодня по международным законам мы обязаны постоянно демонстрировать в арк-тических льдах свой государственный флаг.

Александр Ушаков, советник Федерального агентства морского и речного транс-порта Минтранса России, говорит, что Северный морской путь, который является геогра-фически кратчайшим путем между Европой и Азией, Европой и Западным побережьем США, может скоро прекратить свое существование. "Российский северный флот стреми-тельно стареет. А восполнения новыми судами не происходит уже давно. В 2012 году во-обще может наступить так называемая "ледовая пауза". Существующие атомные ледоко-лы к тому времени окончательно выработают свой ресурс, и прокладывать путь для мор-ских судов станет нечем. Ведь ледоколы в России перестали строить после 1990 года". По словам Ушакова, единственный ледокол, который может в ближайшее время сойти на во-ду, стал нескончаемым долгостроем: "Ледокол имени 50-летия Победы строится аж с 1989 года! Такого долгостроя наша страна еще не знала. Если в ближайшее время не найдется денег на его финансирование, Северный морской путь прекратит свое существование".

С другой стороны, в последнее десятилетие в развитых странах мира развернулась на-стоящая гонка за приоритетное проникновение в Арктику. Даже в странах "второго" и "третьего" мира в настоящее время обсуждаются конкретные бизнес-планы и правовые стороны эксплуатации бескрайних пространств за Полярным кругом. А в США вообще считают, что Арктика – ключ к планете Земля: тот, кому принадлежит "верхушка мира", будет безраздельно господствовать на всех остальных пространствах. Недаром именно американцы стали инициатором создания Арктического совета.
 
Американские интересы
В последние годы политика США в Арктике явно приобретает приоритетную на-правленность. Одним из ключевых вопросов в процессе обсуждения политики Вашингто-на в отношении Арктики является вопрос об участии США в освоении континентального шельфа арктической зоны. Вашингтон намерен усилить свои позиции в Арктике именно за счет сдерживания влияния России в этих регионах. Курс России, направленный на юридическое закрепление за собой территорий арктического шельфа, рассматривается США как угроза их национальным интересам.

Параллельно военно-политическое руководство США начинает настаивать на не-обходимости предъявления собственных претензий Вашингтона на территорию арктиче-ского континентального шельфа. Так, помощник госсекретаря по морским и международ-ным экологическим и научным делам Дж.Ф.Тернер четко заявил: "Нельзя допустить, что-бы США не вошли в состав Комиссии по континентальному шельфу. Страна, которая де-лает самую большую ставку на нефть и газ и обладает самой полной геологической ин-формацией, не входит в эту организацию, в то время как Россия и другие страны начина-ют заявлять свои претензии на континентальный шельф. США тоже должны предъявлять свои права".

Стоит отметить, что постепенно вырабатывается и "объем" возможных территори-альных претензий США на арктический шельф, который, в случае их поддержания на ме-ждународной арене, сделает США ведущим игроком в регионе. США собирается предъя-вить свои права на территорию в Арктике около 450 000 квадратных километров, разме-ром приблизительно с Калифорнию.

Недовольство США вызывает позиция России в отношении использования Север-ного морского пути. Американское экспертное сообщество при поддержке представите-лей политической элиты выдвигает тезис о необходимости добиваться максимальной "ин-тернационализации" Севморпути, под которой понимается получение США возможности для свободного использования этого транспортного коридора.

Если военные аспекты российского освоения Арктики в США зачастую искусст-венно преувеличиваются, то масштабы социально-экономической деятельности на терри-тории российской Арктики, наоборот, занижаются. Американские СМИ постоянно под-черкивают многочисленные экономические и социальные проблемы в арктических регио-нах.

Резкой критике подвергается экономическая политика федерального центра в от-ношении арктических регионов. Отмечается полная неэффективность используемых Мо-сквой методов их поддержки. Лейтмотивом комментариев является тезис о том, что лю-дям приходится жить в условиях, фактически не пригодных для цивилизованного прожи-вания, что на российском Севере широко распространены болезни, хроническая бедность, "повальный" алкоголизм, ощущается явный недостаток элементарных объектов инфра-структуры и снабжения необходимыми для выживания ресурсами. Американские СМИ утверждают, что Россия не может эффективно использовать свою арктическую террито-рию. Формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, гума-нитарного, а в перспективе – и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион от социально-экономической деградации. Фактически в первом приближе-нии к российской Арктике сформулирована концепция гуманитарной интервенции. В этой связи в ближайшее время следует ожидать существенной активизации в российских арк-тических регионах американских или контролируемых США гуманитарных организаций, сориентированных на помощь в сохранении традиционного образа жизни коренных наро-дов, реализацию экологических и образовательных программ.

Экологическая тематика является третьим в числе основных приоритетов внимания США к действиям России в Арктике. Периодически в информационное поле США вбра-сываются различные сюжеты на тему нарушений российской стороной стандартов ис-пользования окружающей среды. Тема защиты окружающей среды традиционно исполь-зуется для оказания давления на Россию в связи с ее планами по развитию арктической инфраструктуры и строительства объектов нефтегазового комплекса.

Произошедшие в последние несколько лет инциденты на российском Военно-морском флоте уже сейчас начинают использоваться военно-политическим руководством США для оказания давления на нашу страну с целью вывода на новый уровень программ по утилизации объектов российских ВМС с прямым доступом представителей США к во-енным объектам и военным технологиям. При этом характерно, что главной целью этих призывов становится именно Северный флот. Фактически формируется база для даль-нейшей постановки вопроса о необходимости прямого иностранного – прежде всего, аме-риканского – контроля над экологической ситуацией на объектах Северного флота.

Параллельно с деятельностью по ослаблению российского военного потенциала в регионе для обеспечения доминирования США в сфере использования Арктики военно-политическое руководство страны ставит задачу по наращиванию своих военных возмож-ностей в Арктике. Стоит отметить, что для выполнения этой задачи широко задействован потенциал сотрудничества в рамках НАТО. Особую роль в этих планах играет Норвегия, которая явно с одобрения Вашингтона также наращивает военную составляющую своего присутствия в регионе. Продолжается широкомасштабная разведывательная деятельность против России, иностранные военные корабли и самолеты, которые могут быть использо-ваны в качестве стартовых платформ высокоточного оружия, постоянно присутствуют на территории Арктики. Традиционные ежегодные учения сухопутных войск и ВМС НАТО на территории Норвегии и в Норвежском море проходят по сценарию, имеющему явно не дружественную по отношению к России направленность.

Совершенно очевидно, что США решили осваивать Арктику и добывать нефть на арктическом шельфе. В ноябре сенат пересмотрел действовавший десятилетия запрет на разработку нефтяных месторождений в Арктическом национальном заповеднике дикой природы на Аляске. Решение администрации США готовилось на протяжении последних нескольких лет в ведущих американских аналитических центрах. Суть проблемы в том, что борьба за мировые ресурсы, в которой участвуют промышленно развитые страны и быстрорастущие азиатские экономики, обостряется. При этом крупных перспективных развивающихся центров добычи углеводородов на Земле всего два: арктический шельф и Северо-Восточная Сибирь. Поэтому в США вызревает концепция, согласно которой аме-риканские компании должны присутствовать в российской арктической зоне и не допус-тить прихода туда европейских и азиатских конкурентов. Не имея внятной стратегии ос-воения Арктики, Россия может потерять суверенитет на этих территориях.

Особым образом пытается участвовать в "арктической гонке" и Евросоюз: навязы-вая России экологические темы и вопросы защиты прав коренных малочисленных наро-дов Севера, он пытается заморозить ресурсные и инфраструктурные проекты в регионе. С этой точки зрения всплеск "рыбной войны" между Россией и Норвегией является эпизо-дом борьбы за ресурсы в Арктическом регионе.

"Объективно Россия может развивать Арктику и Северо-Восточную Сибирь только в партнерстве с крупнейшими корпорациями Запада и Восточной Азии. Однако в услови-ях отсутствия внятной стратегии неясно, каким образом привлекать миллиарды долларов инвестиций и гарантировать безопасность без угрозы национальной безопасности России при сохранении контроля нашего государства во всех крупных проектах. Кроме того, ог-ромная российская арктическая территория, которую мы привыкли видеть на школьных картах СССР, де-факто перестала контролироваться с развалом Советского Союза. Появи-лись спорные зоны, которые Россия считает своими, а США и Канада этого не признают, Севморпуть теперь доходит только до Дудинки. Восточнее Енисея ледокольный флот, на который у государства почему-то нет денег, не ходит. Вследствие закрытия станций в Си-бири появились "дырки" в противоракетной и противовоздушной обороне.
 
Значительная часть арктических границ не контролируется", – сказал Сергей Собянин, в свое время гу-бернатор Тюменской области, а ныне глава кремлевской администрации. В итоге, по его словам, России может быть навязана интернационализация Севморпути и российской Арктики, что приведет к фактической потере ею суверенитета в регионе.

"Россия находится на грани того, чтобы упустить свой шанс в качестве председате-ля Арктического совета использовать возможности этой организации на благо своей эко-номики, – заявляет председатель комитета старших должностных лиц Арктического сове-та, посол по особым поручениям МИД РФ Виталий Чуркин. – Сейчас много говорят о том, что тот шанс, который нам представил Арктический совет – а именно председатель-ство России в нем, – нельзя упустить. Речь сейчас идет о том, что мы его все-таки упус-тим"…
Владимир Симонов
 
В Арктике производится продукция, обеспечивающая получение около 11% национального дохода России (при доле населения, равной 1%) и составляющая 22% объема общероссийского экспорта.

Арктические районы содержат запасы:
  • 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации;
  • в арктическом регионе сконцентрирована добыча 91% природного га-за и 80% общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий;
  • апатитового концентрата (более 90% запасов);
  • никеля (85% запасов);
  • меди (около 60% запасов);
  • вольфрама (более 50% запасов);
  • редкоземельных элементов (более 95%);
  • платиноидов (свыше 98% запасов);
  • олова (более 75% разведанных запасов и 50% прогнозных);
  • ртути;
  • золота, серебра (около 90%);
  • алмазов (более 99% запасов);
  • титана.

Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арк-тики по ориентировочным оценкам составляет 1,5–2 триллиона долла-ров, однако степень разведанности – чрезвычайно низкая, а уровень ос-воения ничтожно мал.




Журнал "Наша власть: дела и лица"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 13 Февраля 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100