Много "если".
"Первое, о чем нужно помнить всем, кто собирается вкладывать деньги в старинную
мебель, — дивиденды будут столь же впечатляющими, сколь цена, за которую вы купили
предмет. В том случае, конечно, если он подлинный и вы не сильно за него переплатили",
— говорит коллекционер Михаил Аксенов. А не переплатить — задача сложная: покупка
лота на аукционе, например, практически всегда сопряжена с повышением цены на
фоне конкуренции покупателей, в результате срок окупаемости вещи увеличивается
с года до трех и даже четырех лет. Кроме того, время от времени внезапно возникающий
интерес к какому-либо направлению взвинчивает цены до невероятных высот. И касается
это не только лучших и по-настоящему качественных предметов, но и посредственных.
И если первые все-таки принесут доход, пусть и не сразу, то вторые могут оказаться
ликвидными на уровне цены покупки. Приобретать мебель в салонах-магазинах выгоднее,
но не стоит забывать, что цены там также зависят от результатов аукционных торгов.
Еще сложнее избежать покупки подделки или новодела: ими рынок наводнен. Это и
неудивительно: мебельных шедевров осталось совсем немного, а спрос на них очень
велик. Особенно это касается актуальных направлений: европейской и русской мебели
XVIII- XIX веков и набирающей популярность восточной темы. Причем качество поддельных
вещей в последние годы выросло чрезвычайно: сегодня "на глазок", без экспертного
заключения никто ничего не покупает.
Дорога мебельная коллекция и в содержании: "Мы долгое время учили своих клиентов
пользоваться антиквариатом, а не ставить его в дальний угол, превращая дом в музей.
Сейчас они уже привыкли и нормально относятся к этому", — говорит одна из совладельцев
московского антикварного салона. Но беречь такую мебель все же приходится, ей
нужны особые условия. Во-первых, просторное помещение, во-вторых, подходящий климат:
воздух не должен быть слишком сухим или очень влажным, сильно нагретым или холодным.
Без специальных приборов, контролирующих "погоду в доме", обходятся редко, а это
существенные траты — около $5 тыс. Конечно, для тех, кто интересуется старинной
мебелью, эта сумма невелика, но ее необходимо учесть любому инвестору.
По мнению некоторых экспертов, коллекционирование старинной мебели сопряжено
с еще одной сложностью. Знатоки обычно оформляют интерьер в едином ключе, отдавая
предпочтение той или иной эпохе или стилю, поэтому продать мебель сложнее, чем,
скажем, картину — она может не подойти покупателю по цвету, фактуре или размеру,
даже если в целом будет отвечать его вкусу и идее коллекции.
"Многие предпочитают не покупать мебель после реставрации, потому что не знают,
как она выглядела до нее, а это чрезвычайно важно, ведь может быть утеряна какая-то
деталь", — объясняет владелица галереи "Первые имена" Елена Малинко. Между тем
вещи в идеальной сохранности попадаются крайне редко — такова специфика направления.
Хрупкие предметы, не терпящие перевозки и постоянно находящиеся в пользовании,
быстро теряют товарный вид. Кроме того, на сохранности антиквариата негативно
сказались перемены, происходившие в России в XX веке, — ценные вещи вывозили и
возвращали, портили и уничтожали.
Потенциал роста
Отличный внешний вид — непременное требование к предмету коллекционного уровня.
Вкладывать деньги в реставрацию необходимо. Председатель правления НП АТС и известный
коллекционер антиквариата Дмитрий Пономарев уверен, что эти инвестиции окупятся,
если приобретенная вещь вообще стоила внимания.
Затраты на реставрацию могут быть очень солидными, способны даже превысить в
два-три раза цену, за которую предмет был куплен, однако стоимость его почти наверняка
значительно возрастет после этой процедуры, покрыв все расходы. Главное — найти
хорошего реставратора, а это в России пока непросто.
Но больше всего ценятся вещи, как можно меньше тронутые рукой современного мастера.
Так, например, кровать из красного дерева с изящно изогнутыми спинками, украшениями
из бронзы и тремя матрасами (что свидетельствовало о чрезвычайном богатстве владелицы)
работы мастерских Жакоба дошла до нашего времени почти в первозданном виде. В
начале 2005 года ее цена составляла $70 тыс., еще через год, по словам хозяйки,
ее можно будет продать за $120 тыс.
Очень большую роль играет провенанс предмета — если его коллекционный путь пролегал
через собрания известных и крупных специалистов, цена возрастет. Во-первых, потому
что это почти всегда является доказательством подлинности предмета и его качества
(впрочем, без заключения экспертов все равно не обойтись), во-вторых, потому что
само пребывание вещи у того, к чьему мнению прислушивались, является, как правило,
гарантией ее коллекционной привлекательности. То же можно сказать о предметах,
братья по эпохе и "двойники" которых находятся в музеях.
Русский антиквариат сейчас невероятно востребован. Причем эта тенденция — общемировая.
Особенно выгодны инвестиции в мебель конца XVIII — начала XIX веков, но специалисты
считают довольно привлекательными и некоторые предметы более позднего периода,
рубежа XIX-XX веков. В этот период Россия, как и вся Европа, ударилась в поиски
нового стиля, придя в итоге к модерну. Здесь особенно ценятся образцы, сделанные
мастерами из усадьбы Абрамцево, и более поздние, рожденные в Талашкино. Также
большой интерес представляет мебель в стиле французского модерна — "ар нуво".
Рекордной же ценой за предмет мебели является сумма в $36,8 млн, уплаченная за
кабинетное бюро XVIII века работы флорентийских мастеров, выставленное на аукционе
Christie‘s.
Восток — дело тонкое
В мире растет интерес к антиквариату Китая, Японии и Индии. Однако покупка и
продажа такой мебели в России осложняется отсутствием хороших специалистов. Между
тем в коллекционировании предметов Востока есть несколько подводных камней. "У
эксперта, к которому вы обращаетесь перед покупкой, должен быть солидный послужной
список работы именно с мебелью, причем точно соответствующей региону. Они могут
быть объединены, например Тибет — Китай или Япония — Китай — Корея. Это важно,
потому что на рынке восточной мебели чрезвычайно много подделок и новодела, вещей,
ориентированных на западный рынок, а оттого представляющих меньший интерес", —
говорит официальный представитель и совладелец Салона антикварной мебели Юкимори
Кайто Юкимори.
В магазинах, предлагающих восточную мебель XV-XX веков, по мнению некоторых экспертов,
можно найти в лучшем случае одну-две настоящие вещи, причем и те могут оказаться
марьяжными, то есть собранными из частей других старинных или современных вещей.
Кроме того, тем, кто решил инвестировать в восточную мебель, необходимо учесть,
что она, как правило, полностью подчиняет себе интерьер и не допускает вольностей.
Важно учесть и специфику традиционной мебели, например если места в доме мало,
то лучше ограничиться Кореей или Японией, а если много, подойдет Китай.
"Однозначно привлекательной специалисты считают мебель Японии, особенно эпохи
Эдо и раньше. Эпоха Тайсе и самое начало Сева дают экземпляры не очень дорогие,
но весьма перспективные, правда, здесь высок риск приобрести новодел. В 2006 году
ожидаются хорошие цены на японские так называемые морские ящики — их имеет смысл
купить. Китайские свадебные кровати вырастут в цене на 10-15%. А вот экспортную
мебель в этом году владельцам лучше не продавать — цены низкие", — говорит Кайто
Юкимори. Особенно привлекательна японская лаковая мебель, причем как экспортная,
так и выпущенная для внутреннего рынка. Цвет коллекции китайской мебели составят
фарфоровые предметы и вещи XIV-XVII веков. Пока не очень востребована тибетская
мебель, а цены на предметы из Индии, Индонезии, Таиланда растут не постоянно,
всплесками.
Предсказать доходность инвестиций в антикварную мебель очень сложно. Эксперты
говорят лишь, что цена не будет падать, и чем старше вещь, тем интенсивнее она
дорожает. Но какими именно темпами — зависит и от количества предметов, выставленных
на продажу, и от результатов торгов в крупных аукционных домах, и от популярности
данного вида антиквариата у коллекционеров.