Лозунг XXI века: "Больше интернета разными способами!" Возможностей выхода в
сеть становится все больше: можно подключиться по каналу GPRS/EDGE через сотовый
телефон или с домашнего стационарного компьютера с использованием широкополосного
канала. А самые продвинутые повсюду носят свой ноутбук и заходят в кинотеатры
не для просмотра фильмов, а в поисках хот-спота Wi-Fi. Несравнимо с ситуацией
10-летней давности, когда единственным вариантом был dial-up — коммутируемый доступ
в интернет.
Правда, древнейший канал подключения к сети и теперь остается наиболее распространенным
в России. Редкий пользователь интернета хоть раз в жизни не покупал карточку ROL,
"Центел" или "МТУ-интел", а затем судорожно не стирал монеткой защитный слой.
Тем не менее dial-up должен уйти из-за крайне низкой скорости скачивания информации,
которая не превышает 7 килобайт в секунду. Мало того, качество и длительность
и без того некачественной связи зависят от огромного количества факторов. Например,
большую роль играет тип АТС, состояние телефонной линии, кабеля в квартире, загрузка
станции в данный момент времени, скорость модема. Наконец, во время работы в сети
занят телефон. Но у dial-up есть два больших плюса: дешевизна — требуется лишь
купить модем (от $50) и карту доступа (от $5), а также повсеместная доступность.
"Пока это самый простой, относительно недорогой, хоть и неэффективный способ выхода
в интернет, — размышляет Алексей Становой, менеджер проектов US Robotics. — Рынок
dial-up еще долго будет оставаться самым большим в России".
Новые технологии быстро проникают и пользуются успехом только в мегаполисах.
В небольших городах древний модемный интернет до сих пор считается стандартом
даже для довольно крупных компаний. "Популярность dial-up в России скорее всего
связана с большой территорией страны, — говорит Эдуард Луговой, системный инженер
Netgear. — Технологии, подобные Wi-Fi или 3G, ставшие привычными для жителей столицы,
до отдаленных деревень доберутся лишь через несколько лет. И хоть в перспективе
dial-up-доступ должен уйти в прошлое, уступив место беспроводным технологиям,
произойдет это еще не скоро".
ADSL vs домовые сети
Преемницей dial-up как телефонного способа доступа в интернет стала технология
ADSL (Asymmetric Digital Subscribe Line — ассиметричная цифровая абонентская линия).
Принцип ее работы — расширение диапазона частот, передаваемых по телефонной линии.
В результате частоты, соответствующие голосовому спектру, остаются для телефонии,
а для передачи данных используется другой диапазон. То есть пользователь одновременно
с работой в сети может разговаривать по телефону. Кроме того, по сравнению с dial-up
в ADSL гораздо выше скорость передачи данных: до 1 мегабайта в секунду. Правда,
и затраты абонента на подключение примерно в два раза больше. Проблема в слабой
конкуренции и зачастую монополизации рынка. Например, в Москве его львиную долю
захватил оператор "МТУ-интел", слившийся с "Комстар-ОТС" (входит в АФК "Система"),
а в Петербурге — "Вэб-Плас" ("Телекоминвест"). В итоге, чтобы подключиться, например,
к "МТУ-интел", пользователю придется выложить от $35 до $175 за специальный модем,
еще $30 — за его настройку и потратить $50 на подключение.
Основную конкуренцию ADSL составляют Ethernet-провайдеры, больше известные как
домовые сети. Это множество небольших операторов широкополосного доступа, которые
охватывают от нескольких домов до целых районов. Их точное количество подсчитать
никто не берется, а участники рынка говорят о более чем 700 игроках. Появившись
много раньше ADSL, они захватили львиную долю рынка доступа к "быстрому" интернету.
Однако теперь Ethernet-операторы постепенно вытесняются, в том числе из-за своей
разобщенности. "Домовые сети не составляют серьезной конкуренции интернет-провайдерам
выделенного доступа на базе xDSL технологий, — рассказывает Дмитрий Дронов, директор
по развитию бизнеса "Комстар-ОТС". — Возможности домовых сетей несколько отстают
от решений на базе xDSL".
Огромный плюс Ethernet-сетей — бесплатный внутренний файлообмен. Как правило,
в домовых сетях хранятся гигантские массивы музыкальных файлов и фильмов. Похвастаться
такими архивами ADSL-операторы пока не могут. Кроме того, при сравнимой стоимости
доступа в интернет вхождение в домовую сеть обходится значительно дешевле: на
компьютере должна стоять сетевая карта (от $10), а само подключение стоит около
$30. Но тем не менее. "Пик популярности домовых сетей пройден, — констатирует
Эдуард Луговой. — С появлением большого ассортимента различных беспроводных технологий
отпала необходимость тянуть провода для получения домашнего интернета. В скором
времени они станут провайдерами новых услуг, таких как доступ к музыкальным ресурсам
и сетевым играм". Перспективу для домовых сетей Михаил Грачев, директор по корпоративным
продажам Nortel в России, видит в консолидации и выводе на рынок новых услуг,
таких так IP-телевидение, телефония и приложения на ее основе: "Крупные операторы
уже начинают предоставлять такие услуги, они дешевеют и на них растет спрос. Домовым
сетям необходимо двигаться в этом направлении, чтобы сохранить клиентскую базу
и увеличить "падающий" ARPU".
Беспроводная свобода
Технология Wi-Fi пришла в Россию в 2004 году, но за эти два года так и не стала
такой же востребованной, как на Западе. По-прежнему мало точек общественного доступа,
причем большая их часть сосредоточена в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
Так, по прогнозу исполнительного директора российской "Ассоциации GSM" Вячеслава
Афанасьева, на конец 2005 года в России будет 680 публичных хот-спотов. Не очень
много, ведь каждая Wi-Fi-точка работает на расстоянии до 100 метров, а в реальных
условиях и того меньше из-за препятствий сигналу. Фактическая скорость доступа —
60-250 килобайт в секунду. Услуги Wi-Fi представляют в России несколько десятков
провайдеров, в том числе "Комбеллга", "РТКомм.ру", "Комстар-ОТС", "Таском" и "Моском".
"В Москве сейчас создано много "хот-спотов", но их ежедневную загрузку трудно
назвать пиковой, — рассказывает Эдуард Луговой. — Если в других странах одна общественная
точка доступа обслуживает до 50 пользователей в день, то в Москве это число в
несколько раз меньше". Правда, опрошенные "Ф." эксперты утверждают, что повсеместное
распространение Wi-Fi — дело времени. "Стоит подождать год-два, и тогда этой технологией
будет пользоваться гораздо большее число людей", — прогнозирует Алексей Становой.
К наиболее активным пользователям услуг доступа по технологии Wi-Fi относятся
гостиницы, бизнес-центры и рестораны. "Все дело в сильной конкуренции среди этих
заведений, — размышляет Дмитрий Дронов. — Они рассматривают предоставление услуг
беспроводного интернета как дополнительное преимущество в борьбе за клиента".
Введение Wi-Fi для них — это имиджевый шаг. И зачастую они предоставляют беспроводной
доступ в интернет бесплатно. Ставки за платный Wi-Fi в Москве составляют 120-180,
а в Петербурге — 40-100 рублей за час.
Другой сегмент, активно внедряющий Wi-Fi, — корпоративные заказчики. "Для них
использование беспроводных технологий является альтернативой проводной локальной
сети, — рассказывает Дмитрий Дронов. Но здесь очень важен вопрос безопасности.
Ведь Wi-Fi-сети менее защищены, чем проводные. И компании, которая устанавливает
хот-спот, необходимо позаботиться о защите канала. Наконец, технологией Wi-Fi
пользуются частные пользователи для оснащения беспроводной сетью своих квартир.
Свои надежды по повсеместному распространению беспроводного интернета эксперты
связывают с Wi-max. "Это очень перспективная технология, но вместе с тем достаточно
"сырая", — размышляет Эдуард Луговой. — Понадобится несколько лет, пока она пройдет
все необходимые процедуры стандартизации и начнется широкая коммерческая эксплуатация".
В отличие от Wi-Fi Wi-max обеспечивает радиус действия точек доступа до 30 километров,
а скорость — до 10 мегабайт в секунду. Потому его появление должно решить проблему
подключения к интернету жителей сельской местности, гор и отдаленных городов.
При этом беспроводные Wi-технологии друг друга не "убьют", а будут использоваться
наравне друг с другом: Wi-max как опорная широкополосная сеть соединит между собой
стационарные точки доступа Wi-Fi, которые будут использовать посетители ресторанов,
выставок и бизнес-центров для доступа в интернет. О планах создания сети Wi-Max
в Москве объявила компания "Старт Телеком", которая построит ее вместе с компанией
Siemens. Стоимость проекта оценивается в $10 млн, а в коммерческую эксплуатацию
сеть предполагается запустить уже во втором квартале 2006 года.